Глава Российской государственной цирковой компании Александр Калмыков, побывавший на масштабном цирковом фестивале в Монреале, рассказал РИА Новости о том, кто и почему финансирует кипучую культурную жизнь этого канадского города, как устроена штаб-квартира Cirque du Soleil и почему против них выступает цирк нищих, а также как выглядит музей "последней капли". Беседовала Светлана Вовк.
- Есть две точки зрения: одни уверены, что цирковые фестивали это затратное и бесполезное для цирка занятие, тогда как другие, например, Росгосцирк, который устраивает ежегодные подобные проекты, думают по-другому?
- Я один из фанатов цирковых фестивалей. Это чемпионаты мира по нашему делу, которые позволяют обмениваться и сопоставлять эстетический и трюковой уровень со всем, что есть в мире. Я десять работал в Европе с Олегом Поповым, а когда вернулся в Россию, то увидел огромное количество кинофестивалей. Проката нет, фильмов нет, а фестивали есть. Эти фестивали, в конце концов, возродили кинематограф.
- Насколько в Канаде - на родине знаменитого Cirque du Soleil любят цирковые фестивали?
- Любят и не только цирковые. В одном Монреале проходит до 68 культурных форумов в год - музыкальные, театральные, цирковые, самые разные. Причем все это международные проекты стоимостью в несколько миллионов долларов с участием самых лучших коллективов. Например, там лет 25 проходит фестиваль смеха, на него приезжают сотни маленьких комедийных трупп, бродячих музыкантов, комики, которые работают соло. Вы, я думаю, знаете, что формат "Комеди клаб" зародился именно в Канаде. Я только что вернулся с фестиваля цирковых спектаклей. Такого не устраивал еще никто. Чтобы было понятно, как сложно организовать такой форум, представьте киносмотр, где главное довезти банку с пленкой и пригласить звезд. А на фестиваль цирковых спектаклей кораблем, самолетом везут сложное снаряжение, декорации для десятков постановок, не говоря уже об артистах и обслуживающем персонале.
- Закономерный вопрос - откуда деньги?
- Представьте себе - от правительства Монреаля. Конечно, в базовой основе - прагматизм. В Канаде избирательный налог, самый высокий доходит до 50%. Он касается, прежде всего, богатых компаний. Люди со средним заработком платят совсем другие налоги. А те, кто вкладывает средства в культуру, полностью освобождаются от налогов, и конечно, отсюда огромное количество желающих. И так уже 30 лет. Сначала, возможно, был чистый расчет, но теперь интерес спонсоров измеряется не только поблажками в налоговой системе.
- Что в Монреале помимо Cirque du Soleil?
- Дело не только в Cirque du Soleil. Цирк вообще давно и успешно помогает правительству Монреаля осуществить одну из важнейших государственных задач - не допустить сильного расслоения общества, антагонизма богатых и бедных. Понятно, что первые живут несравнимо лучше, но у вторых есть возможность пойти с ними в один цирк. И если цирк будет красивым, роскошным, чтобы притягивать высшие круги общества, то затем приглашают менее состоятельных жителей. Основатель Cirque du Soleil Ги Лалиберте доказал, что цирк - это главное место, где могут встречаться представители самых разных слоев общества, за что и получил от правительства Монреаля 15 миллионов долларов под свой проект. В Монреале помимо Cirque du Soleil есть полная его противоположность - замечательный цирк "Элуаз", они выступали в рамках Чеховского фестиваля в Москве. Там нет роскоши, дорогих костюмов, как у du Soleil, но впечатление не меньшее. Сцену сантиметров на 15 заливают водой. Выходят по пляжному одетые красивые парни и девушки и начинают в этой воде дурачиться, делать разные акробатические трюки. Через 20 минут дурачество превращается в месиво радости и воды, причем зрители "улетают" вместе с артистами, возникает ощущение безумного счастья. Правительство Монреаля увидело, что у "Элуаза" такой успех, и подарило им самый роскошный замок 18 века в центре города, предварительно отремонтировав его.
- Следуя этой логике у Cirque du Soleil должен быть целый город, а не просто замок.
- Практически так и есть. Cirque du Soleil базируется в нескольких огромных, отапливаемых ангарах - таких современных конструкциях из бетона и стекла. В трех или четырех ангарах - школа с учебными классами, спорт и тренировочными залами, музеями циркового искусства и выставкой авангардной живописи из коллекции Ги Лалиберте. Все механизировано, радиоуправляемые лебедки, новейшие матрасы, упав на которые просто невозможно разбиться. Через дорогу еще штук семь ангаров, построенных на ужасном месте бойни. Чтобы сохранить экологию города ее закрыли и цирк на деньги правительства Монреаля (это сотни миллионов долларов) построил свой воспитательно-тренировочный комплекс.
Там есть, например, восстановительный комплекс для травмированных артистов, студия, оборудованная как зал в Лас-Вегасе, где сейчас готовят новый спектакль по мотивам творчества Майкла Джексона. Причем, этот зал держат под замком и посторонних не пускают. Есть швейный цех, где я увидел, как вручную расписывается ткань для костюмов. Есть ателье для изготовления париков, шляп и обуви. Но самое смешное, что вся эта цирковая система - копия нашей еще советской модели. У нас она, кстати, сохранилась, просто зачахла, требует ремонта и восстановления.
Посмотрите фотоленту "Выставка костюмов Cirque du Soleil" >>
- Там просто культ гения Лалиберте.
- Ги Лалиберте - бесспорно гений. Приведу один только пример, он первым соединил цирк и экологическую тему, создав великолепный музей воды в предместье Монреаля. Идея музея простая, но всех трогает - "ласт дроуп" последняя капля, дефицит пресной воды на Земле, уже сейчас от этого гибнут люди. В павильоне в виде шара диаметром 50 метров (как 20-ти этажный дом) сделали водопад, рядом - огромное водохранилище и канал, вдоль которого тысячи скворечников, в которых гнездятся птицы.
- Вы говорили о некоем противостоянии роскоши Cirque du Soleil на фестивале, это какой-то официальный протест?
- Это самое интересное - у меня сложилось впечатление, что организаторы фестиваля цирковая группа TOHU подобрали участников как бы в пику du Soleil. Я вспомнил, что еще несколько лет назад пророчески сказал, что после эпохи роскоши Cirque du Soleil будет популярен "цирк нищих", потому что искусство развивается парадоксально, как вся жизнь. Похоже, был прав. Cirque du Soleil, на мой взгляд, - один из самых характерных знаков глобализма. Его пропагандируют как Макдональдс во всем мире, предлагают перфектную оболочку шоу с интересными номерами, но постепенно она перестает удовлетворять вкусовые рецепторы. Все эти безумно дорогие костюмы, вся эта эстетика роскоши там уже умерли. Люди хотят почувствовать человеческую душу, энергетику.
- В чем противоречие? Cirque du Soleil делает дорогостоящие постановки, основываясь в первую очередь на человеческих эмоциях, да и костюмы это не только роскошь, но и отдельное произведение искусства.
- Знаете, ресницы, которые делает целый цех и костюм по 20 тысяч долларов - это одна эстетика. А в спектаклях, которые я увидел на фестивале и которые на ура принимали зрители, притягивает другое. Это фанатизм паркурщиков, брейк-дансеров - ребята, одетые в простые джинсы и майки, даже не кланяются, просто мастерски работают в свое удовольствие, да еще под великолепную живую музыку - джаз, техно, или под классный вокал. Меня просто потряс спектакль французских цыган. Представьте - декорация - домик, который сбивали из бревен канадцы, уходя на заработки в лес в начале прошлого века. Пять музыкантов и шесть артистов стоят на пеньках и поют потрясающий цыганский фольклор. Потом начинают из всего - чашек, столов, стульев, веревок делать цирковой реквизит, жонглируют топорами-калунами по восемь килограммов каждый. Смотреть даже мне, цирковому искушенному в травмах человеку, на это страшно. Потом мужики бородатые в кальсонах, женщины в винтажном белье в полоску а-ля 50-е годы раскручивают пилу, и все через нее прыгают. Или еще один спектакль, тоже цыганский в духе Кустурицы. Шапито на 500 мест, пыльные коврики, атмосфера французского захолустья. Потрясающий эпизод - огромный кулек развязывают перед антрактом, а там огромная театральная люстра, которая вся светится. И момент эротики - форганг затянут драной марлей, через которую видно как красавица меряет разноцветные чулки, при этом лихо встает на руки.