Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
"Дело Магнитского" снова наступает на российско-американские отношения и, как полагают некоторые, даже может похоронить "перезагрузку". Причиной тому "список Магнитского", доработанный государственным департаментом США и направленный им в сенат конгресса США. Последний тем временем готовится принять нечто вроде "закона Магнитского" (не путать с вышеуказанным "списком") - Sergei Magnitsky Rule of Law Accountability Act или, в очень вольном переводе, "Закон о контроле над верховенством закона в деле Сергея Магницкого". Спонсорами законопроекта выступили 19 сенаторов во главе с демократом Беном Кардином.
Кто "герои"?
Напомним, что юрист фонда Hermitage Capital Management Сергей Магнитский, обвинявшийся в уклонении от уплаты налогов, скончался в СИЗО "Матросская тишина" 16 ноября 2009 года, пробыв в заключении (в основном, в СИЗО "Бутырка") более 11 месяцев. Hermitage Capital, в свою очередь, утверждал, что 5,4 миллиарда рублей налогов, уплаченных государству его компаниями, были похищены, и к этому якобы причастны сотрудники правоохранительных органов. В связи со смертью Магнитского его дело было закрыто. Следственный комитет (СК) России провел расследование обстоятельств этой смерти и заключил, что она наступила в результате несвоевременного и недостаточного оказания ему медицинской помощи. 18 июля стало известно, что в отношении бывших сотрудников СИЗО "Бутырка" возбуждены уголовные дела.
"Список Магнитского" появился вне российских пределов не вчера и не месяц назад, а еще в апреле прошлого года. Госдепартамент свой список составил совсем недавно и только два дня назад отправил в верхнюю палату - когда стало ясно, что сенаторы настроены серьезно и у законопроекта есть шансы пройти и через сенат, и через палату представителей. В списке - российские должностные лица (в основном судьи, следователи и налоговые чиновники), которые так или иначе причастны к "делу Магнитского", - около 60 фамилий.
Российская сторона никакого списка от госдепа до сих пор не получала. Но дело не совсем в конкретных личностях. МИД РФ уже объявил, что все это - вмешательство во внутренние дела России, и Москва может дать ассиметричный ответ и составить собственные списки.
Что вполне возможно. Скажем, внести в "запрещенные визовые списки" всех американских должностных лиц, причастных к пыткам и незаконным задержаниям и заключению подозреваемых в терроризме в тюрьме на военной базе Гуантанамо на Кубе. С юридической точки зрения это вполне возможно, и международными правозащитниками будет только приветствоваться.
"Калибровка" сенатского удара по России
Может возникнуть впечатление, что внешнеполитическое ведомство США бежит впереди паровоза всех сил "анти-перезагрузки" в конгрессе и уже фактически похоронило ее этим списком. Что не совсем так. Даже совершенно наоборот.
Тут все дело в степени, масштабе влияния сената на отношения США с другими государствами. Такие как сейчас "калибровки" госдеп проводит не то чтобы часто, но и не очень редко. В общем, довольно регулярно - когда у конгресса внутриамериканский политический инстинкт начинает преодолевать элементарные соображения национальной безопасности (в дипломатии, экономике, торговле, военном сотрудничестве, финансах и прочая).
Разговоры о визовых санкциях ведутся уже год. Европарламент и некоторые государства Европы, скажем, Нидерланды и Швейцария, тоже близки к этому. Но госдеп Соединенных Штатов стал первым внешнеполитическим ведомством, у которого уже есть, как говорят в США, "активные списки". Т.е. известны имена тех, кому доступ в США из России будет закрыт.
Но нынешние списки госдепа - нечто вроде упреждающего удара. Сенаторы намеревались включить в свой "закон Магнитского" очень длинный список официальных лиц России и чиновников. Более того, они готовы санкционировать этим законом замораживание счетов всех перечисленных. И даже добавить в "запретные списки" федеральных и местных чиновников России, которые, как они полагают, причастны - прямо или косвенно - к убийствам журналистки Анны Политковской в 2006-м и правозащитницы Натальи Эстемировой - в 2009-м.
Российские дипломаты уже почти год предупреждают американских коллег, что такое "расширение вины" совершенно неправомерно. И Россия ответит на все это своими собственными списками и даже свертыванием сотрудничества по санкциям против Ирана, северокорейской ядерной программе, прекращением партнерства с НАТО, транзита грузов в Афганистан, пересмотром торговой политики. Как видим, у России выбор для "ассиметричного ответа" довольно широкий.
Собственно, вот такого катастрофического развития событий госдепартамент и пытается избежать. Потому что при таком развитии больно будет всем. И "встречный список" госдепа - это попытка найти компромисс с сенатом на стыке торговли, дипломатии и прав человека.
Тут особо надо учесть, что в этом году США намерены отменить действующую в отношении России дискриминационную поправку Джексона-Вэника, блокирующую вступление России в ВТО.
Сенаторы уже объявили, что они вообще не будут заниматься отменой Джексона-Вэника, если в какой-либо форме (законодательства или политического действия) не будет зафиксировано их отношение к "делу Магнитского". Госдепартамент же хорошо понимает, что получить "закон Магнитского" вместо "поправки Джексона-Вэника" - это все равно, что сменить смирительную рубашку на наручники, и какие уж тут "перезагрузки". Посему и предлагает взамен сенатского закона "список Магнитского" - меньшее из возможных зол.
Отменить поправку Джексона-Вэника США должны, чтобы быть в состоянии формально поддержать принятие России в ВТО (что они уже давно обещают).
Во внешнеполитическом ведомстве настаивают, что "списка Магнитского" будет вполне достаточно, чтобы зафиксировать позицию США по всему делу. А "закон Магнитского" - это уже будет перебор.
Трудная "судебная наследственность"
Во всех проверках на генетическую принадлежность России к общим нормам Большой европейской цивилизации наши "судебные хромосомы" - самое слабое звено. То, что мы сами решили, будто уже живем в ином, справедливом, юридически грамотном, чистом и неподкупном судопроизводственном, следственном и пенитенциарном мире, совсем не означает, что со стороны это воспринимается так же.
Плохо, конечно, когда из-за нескольких малопригодных для своего дела людей круг "невъездных" расширяют за пределы разумной достаточности. Но лучше бы не возбуждаться негодованием сверх меры: то, из-за чего все это происходит, было. И, увы, все еще "кое-где у нас порой" продолжается.
И смерть человека, находившегося в предварительном заключении до суда, человека, испрашивавшего медицинской помощи и не получившего ее - это не безобразие, не свинство, и не недогляд. Это - преступление. А за преступления кто-то должен отвечать. И если не отвечает никто, то нечего удивляться, что ответа начнут требовать от всей страны.
Не хотелось бы вдаваться в морализаторство по поводу всех обстоятельств "дела Магнитского". Но не надо и забывать самую элементарную аксиому поведенческой нормальности: чтобы не доводить дело до того, до чего оно у нас с Америкой в данном случае доходит, лучше было бы не давать на то оснований.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции