Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.
В Россию может вернуться дефицит бензина – его нехватку уже ощущают независимые автозаправки, вынужденные из-за этого покупать топливо за рубежом. Чтобы не допустить дальнейшей эскалации ситуации, власти готовы пойти на уступки нефтепереработчикам и разрешить оборот бензина экологического класса "Евро-2", который с 1 января 2011 года был запрещен к продаже.
Дефицит: новые факторы
Сегодня ситуация на топливном рынке напоминает апрельскую – производство бензина в стране растет (примерно на 1% в год), но его поставки на внутренний рынок падают.
По прогнозу информационно-аналитического центра "КОРТЕС", в этом году на российский рынок поступит примерно 14,8 млн тонн бензина против 15,3 млн тонн в прошлом году, на 3% меньше. "Если добавить сюда рост спроса (в этом году он составит до 8%), то мы увидим условный дефицит в 6-8%", - подчеркивает директор по стратегическому развитию "КОРТЕС" Павел Строков.
Новая угроза дефицита обусловлена двумя факторами: введением технического регламента, по которому с 1 января 2011 года запрещен оборот бензина класса "Евро-2", и возможной отменой в сентябре этого года экспортных бензиновых пошлин (введены в мае), с помощью которых властям удалось подавить весенний топливный кризис.
Теперь, по словам президента Российского топливного союза Евгения Аркуши, оптовые компании стали "придерживать" бензин, рассчитывая в будущем отправить его за рубеж или с большей выгодой реализовать на российском рынке. Ведь с отменой экспортных пошлин цены внутри страны неизбежно пойдут вверх – на нефтяном рынке, как и на многих других, действует принцип net back, то есть равнодоходности внутреннего и внешнего рынков.
Что до новых техрегламентов, призванных приблизить наши экологические стандарты автомобильного топлива к европейским, то их введение грозит не сокращением поставок, а снижением объемов производства бензина. В России, с начала 2011-го запрещено продавать бензин ниже стандарта "Евро-3", а к 5 сентября этого года из оборота должны быть выведены марки бензина Аи-80 и Аи-92, на которые, по оценке центра "КОРТЕС", приходится, соответственно, 15% и 65% продаж в нашей стране. Но, как отмечают эксперты, многие заводы пока технически не готовы перейти на выпуск более экологичных сортов горючего. Не говоря уже о том, что большая часть российского автопарка ездит как раз на 92-м, и отказ от него ударит по карману потребителя – разница в цене между 92-м и 95-м все-таки ощутима.
Цена независимости
В ходе весеннего топливного кризиса жертвами дефицита стали как автомобилисты, так и владельцы независимых АЗС – тех, что не входят в состав вертикально интегрированных нефтяных холдингов (ВИНК). Новая волна бензинового дефицита до потребителя пока не добралась, но независимые автозаправки уже страдают от нехватки топлива. Причем в последних числах июля, по словам Евгения Аркуши, ситуация с поставками резко ухудшилась.
Это тревожный сигнал, ведь независимые продавцы составляют большую часть розничного рынка. Шестнадцать тысяч из двадцати пяти работающих в РФ автозаправок являются независимыми, на их долю приходится до 60% розничных продаж топлива – такую оценку дает президент Российского топливного союза.
Независимым АЗС и так приходится нелегко – тонна бензина, по оценке Аркуши, обходится им на 5-6 тыс руб. дороже, чем розничным компаниям, входящим в состав ВИНК (последние дотируют свою розницу). А тут еще и дефицит. "Некоторые трейдеры вынуждены приобретать топливо за границей – в Южной Корее или Литве, – отмечает Евгений Аркуша. – Если ситуация усугубится, то многим из них, возможно, придется уйти с рынка. Уже сейчас наблюдается большое предложение АЗС на продажу".
К конечном итоге, сокращение числа розничных игроков на топливном рынке отразится на интересах потребителя – ослабление конкуренции ускорит рост бензиновых цен, которые и без того упрямо ползут вверх. По данным Росстата, в июне 2011-го бензин в годовом исчислении подорожал на 15,1%, в первом полугодии этого года – на 11,6%.
Тактическим решением, которое разрядило бы обстановку на рынке горючего, могла бы стать временная отмена запрета на оборот бензина класса "Евро-2". Предложение об этом – внести в техрегламент изменения, продлевающие использование "Евро-2" до конца 2012 года – было подготовлено Минэнерго и 25 июля одобрено Минпромторгом в ходе заседания экспертного совета с участием чиновников и представителей бизнеса, сообщили РИА Новости в пресс-службе Минпромторга.
Ранее замглавы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Павел Субботин заявил, что правительство намерено продлить разрешение на выпуск топлива стандарта "Евро-2". Но соответствующего постановления пока нет, изменения в техрегламент все еще находятся на рассмотрении правительства.
Пока разрешение производить топливо стандарта "Евро-2" дано 12 нефтяным компаниям, подписавшим соответствующе соглашение с ФАС и Ростехнадзором. По словам Субботина, это позволит стабилизировать ситуацию с дефицитом бензина, сложившуюся в ряде регионов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции