Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Человек летающий. Как и зачем люди придумали парашюты

© Воздух.ру / Перейти в фотобанкЧемпионат по парашютной акробатике "Рекорд России-2009" в Коломне
Чемпионат по парашютной акробатике Рекорд России-2009 в Коломне
Ежегодно 26 июля профессионалы и любители парашютизма отмечают свой День. Пусть он не официальный, зато празднуется широко. Именно 26 июля в 1930 году группа советских летчиков-парашютистов совершила под Воронежем серию прыжков с самолетов. Это событие положило начало массовому развитию парашютизма в СССР.

Ежегодно 26 июля профессионалы и любители парашютизма отмечают свой День. Пусть он не официальный, зато празднуется широко. Именно 26 июля в 1930 году группа советских летчиков-парашютистов совершила под Воронежем серию прыжков с самолетов. Это событие положило начало массовому развитию парашютизма в СССР.

Парашют для Иван Иваныча

Сейчас в России парашютные прыжки исчисляются десятками тысяч, а прыжки с парашютной вышки ― сотнями тысяч.

Появление и активное развитие парашютного спорта во многом обязано одному российскому… актеру начала XX века. Глеб Котельников по роду своей деятельности не был связан с авиацией. Окончив военное училище, он ушел в запас и посвятил себя Мельпомене – играл в труппе Народного дома.

Но интерес к военной технике был у Котельникова в крови, он внимательно следил за развитием авиации и очень переживал за частые трагические исходы полетов. В то время статистика показывала неуклонный рост числа жертв авиакатастроф с каждым годом. А когда на одном из всероссийских авиационных праздников в 1910 году погиб его друг и коллега Лев Мациевич, Котельников и вовсе потерял покой.

Глебу с детства нравилось мастерить разные игрушки, и после того трагического случая он всерьез взялся за конструирование модели парашюта с куклой. Его ноу-хау заключалось в том, что парашют должен быть прикреплен к человеку и срабатывать безотказно. До этого летчики спасались с помощью длинных сложенных "зонтов", закреплённых на самолёте. Их конструкция была очень ненадёжна и громоздка, поэтому использовали их крайне редко. Заслуга Котельникова еще и в том, что он первый разделил стропы на два плеча, что позволило парашютисту маневрировать.

Уже в 1912 году новое оригинальное изобретение "РК-1" было испытано на манекене из мешковины и песка – Иван Иваныче, как ласково звали его испытатели. "Выживаемость" Иван Иваныча, снаряженного парашютом в металлическом ранце с оригинальной защелкой, была поразительной. Котельников несколько раз сбрасывал подопытного с аэростата, и каждый раз система срабатывала безотказно.

Вдохновленный успехом, он обратился к военным, предложив свою новинку. Но бюрократический маховик "пожевал и выплюнул" гениальную идею: одобрили, но отклонили "за ненадобностью".

Вспомнили об "РК-1" только в начале Первой мировой войны. Парашют был успешно применен на фронте.

Котельников продолжал работать над конструкцией своего парашюта. Новые усовершенствованные модели "РК-2" с полужестким ранцем (1923 г.) были приняты на вооружение ВВС.

Чуть позже он выпустил "РК-3" с мягким ранцем. Котельников первый разработал парашют для грузов, коллективный парашют для спасения пассажиров при авариях гражданских самолетов и т.д.

В 1926 году все свои изобретения он передал Советскому правительству. В конце 1929 года по решению партии и правительства парашюты стали обязательными для авиации и воздухоплавания.

К концу 1931 года на счету советских парашютистов было уже около 600 тренировочных и показательных прыжков.

Молодые энтузиасты начали совершать прыжки на воду, в глубокий снег, ночью с большой высоты и затяжные прыжки, получившие в дальнейшем широкое распространение. Увлеклись парашютизмом и женщины.

Так парашют из средства спасения жизни превращался в спортивный снаряд, а прыжки – в шоу, увлечение и прекрасный зрелищный вид спорта.

"Летающий плащ" и полеты с зонтиком

История парашюта начинается задолго до изобретения Котельниковым ранцевой системы. Древние записи свидетельствуют о том, что люди постоянно пытались прыгать с деревьев, крыш и других объектов, используя нечто вроде зонтиков. Но, конечно, зачастую с печальными последствиями.

В рукописи Леонардо да Винчи 1495 года описано устройство для безопасного спуска с высоты: оно представляло собой "палатку" из накрахмаленного полотна размером 12 х 12 локтей. Учитывая, что средневековая мера длины - локоть - равнялась примерно 50-60 сантиметрам, то несложно посчитать, что да Винчи весьма точно предсказал оптимальный размер парашюта - диаметр современного купола не превышает 6-7 метров.

Похожей конструкцией воспользовался француз Лавен - заключенный. Он сшил из простыни "шатер", привязал снизу веревки и пластины из китового уса и выпрыгнул с этой конструкцией из тюремного окна. Успешно приводнился – и был таков.

В 1777 году на потеху публике другому французу Жану Думье, приговоренному к смертной казни, предложили опробовать "летающий плащ профессора Фонтажа". По условиям уговора, если он выполнит прыжок с крыши с "плащом" и удачно приземлится, ему даруют жизнь. Посмотреть на это собралась целая толпа, которая осталась в восторге от зрелища – эксперимент удался, Думье спланировал вниз и остался цел.

В конце XVIII века при освоении воздушных шаров началось практическое применение парашютов. В то время, конечно, это была весьма громоздкая конструкция и крепилась она к аэростату.

22 октября 1797 года над парком Монсо в Париже был совершен первый настоящий прыжок с парашютом. Француз Андре-Жак Гарнерен прыгнул с воздушного шара, находящегося на высоте 2230 футов. Зрители и сейчас завороженно "открыв рты" наблюдают за полетами парашютистов, а в те времена подобный трюк и вовсе восприняли как чудо.

А где есть восторг публики – там рождается шоу. Стали появляться бродячие парашютисты-аэронавтыв, которые в поисках заработка показывали прыжки с парашютом в разных странах. Нашлось немало энтузиастов и в России. К сожалению, из-за несовершенства конструкции, которая порой складывалась, закручивалась и постоянно раскачивалась, нередки были трагические случаи гибели парашютистов.

Но благодаря постоянным экспериментам, модернизировался купол, и многие догадки ученых актуальны до сих пор. Например, ученый Лаланд предложил делать в традиционных системах парашютов отверстие для выхода воздуха из-под купола. Этот принцип оказался эффективным и применяется во многих системах современных парашютов.

Мне бы в небо

Сегодня военная и гражданская авиация немыслима без парашютов. Но значение их выходит далеко за рамки спасения жизни и доставки людей и грузов в пункт N. Парашютизм сегодня - это спорт, это зрелище, это хобби, это развлечение, доступное практически каждому, это мечта о небе, ставшая осязаемой. А для кого-то парашюты – это жизнь.

Развиваясь и совершенствуясь, парашютный спорт предлагает нам сегодня целый букет потрясающе красивых и захватывающих дисциплин. Вкратце о некоторых из них.

Групповая акробатика и построение формаций представляет собой построение фигур в свободном падении. Эта дисциплина возникла в Узбекистане в 1975 г. и первой фигурой был круг из 12 человек.

Фристайл по праву считается воздушным балетом. Во время свободного падения парашютист выполняет разнообразные вращения в произвольных плоскостях в самых разнообразных позах. Опорой служит только поток воздуха, что открывает широкие возможности для импровизации и самовыражения. Оценивается выступление с точки зрения эстетики и красоты движений. Одновременно в прыжке могут участвовать несколько человек.

Фрифлай также относится к артистическим дисциплинам. В свободном падении спортсмены взаимодействуют друг с другом, строят различные фигуры находясь в разных положениях — сидя, стоя, вниз головой, на спине. Иногда даже используют мяч или трубу (из плотной ткани), перекидывая друг другу и используя их для зрелищности выступления.

Скайсерфинг – молодой и бурно развивающийся вид парашютного спорта. Команда состоит из двух человек: лыжник и оператор. Лыжник на доске делает фигуры, оператор снимает. В зачет идут лишь 50 секунд из полученного видео. Сложность этой дисциплины в том, что аэродинамика лыжника сильно отличается от простого свободного падения при прыжке с парашютом, поэтому прыжки с лыжей считаются практически другим видом спорта.

Самая популярная "дочка" парашютизма - бейсджампинг. B.A.S.E. — акроним от английских слов: Building (здание), Antenna (антенна), Span (перекрытие, мост), Earth (земля). Это и есть основные объекты, с которых выполняются прыжки. Бейсджампинг -  наиболее опасный вид прыжков с парашютом и по праву считается крайне экстремальным спортом. Что и привлекает тысячи молодых людей, ищущих адреналина.

В России нет закона, запрещающего либо ограничивающего бейсджампинг. Поэтому пойманным "бейсерам" обычно вменяют "хулиганство" или "незаконное проникновение на охраняемую территорию".

В период с 1981 по 2010 года зарегистрировано 159 происшествий со смертельным исходом.

В целом же, парашютный спорт хоть и считается экстремальным спортом, но по статистике не опаснее футбола. Ведь всегда там, где есть адреналин, есть риск. Где есть риск – там есть статистика.

В среднем количество смертельных исходов в парашютном спорте  - 1 случай на 80-100 тыс. прыжков, и 1 травма средней тяжести на 2500 прыжков.

Парашютная система сама по себе безотказна, а в основе внештатной ситуации практически всегда стоит человеческий фактор. Конечно, безопаснее смотреть на облака из окошка, но на Земле живут беспокойные люди, им никак не усидеть на месте, им бы в небо.

Подготовила Ольга Лятифова

Оценить 1
Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала