Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.
Нынешние музыкальные и кинопродюсеры, и режиссеры, следуя примеру профессора Хиггинса - героя пьесы "Пигмалион" Джорджа Бернарда Шоу, - создали целую индустрию воспитания и продвижения Элиз Дулиттл. Но те, кого титаны шоу-бизнеса "выводят в люди", куда слабее и раболепнее, чем героиня Шоу, заявлявшая: "Раздавить себя я не позволю". 26 июля со дня рождения британского "второго Шекспира" - Джорджа Бернарда Шоу - исполняется 155 лет.
Насмешник и знаток человеческой психологии
Шекспир завещал жене "вторую по качеству кровать". А в драматургии прямым наследником "сладчайшего лебедя Эйвона" стал язвительный и обаятельный ирландец, Джордж Бернард Шоу, получивший в 1925 году Нобелевскую премию за гуманизм, сатиру и "поэтическую красоту" творчества. Театры мира ставят его пьесы так же охотно, как и пьесы Шекспира. А кино принесло ему в 1938 году "Оскар" - за сценарий фильма "Пигмалион".
Впрочем, и жизнь Шоу - остросюжетная пьеса. В ней есть и общественное служение - борьба с лицемерием, и любовь (роман драматурга и блистательной актрисы Стеллы Патрик Кемпбелл лег в основу комедии Джерома Килти "Милый лжец"), и политика (например, просталинский настрой и даже оправдание таких кампаний, как борьба в СССР с врагами народа и травля ученых-генетиков).
Отдельный сюжет его жизни - афоризмы. Изречения Шоу - это Клондайк острословия и парадоксов. Каждая реплика - сюжет для небольшого (или большого) рассказа.
Как вам такой мини-диалог: "- Я бандит: я живу грабежом богатых. - А я джентльмен: я живу грабежом бедных". А вот признание писателя: "Боюсь ехать в Америку… При виде статуи Свободы даже я теряю чувство юмора". Еще одна реплика: "Революции никогда еще не облегчали бремя тирании, а лишь перекладывали его на другие плечи". А вот острота о семейной жизни: "Если мой сосед бьет свою жену ежедневно, а я - никогда, то в свете статистики мы оба бьем свою жену через день".
Интерес Шоу к людям подчас был почти биологическим. Он изучал их жизнь и поведение так, как это делает, к примеру, опытный энтомолог с насекомыми. "Благодаря материнскому инстинкту женщина предпочитает владеть одной акцией из ста на первоклассного мужчину, а не всем пакетом акций на второстепенного", - острил драматург. Такой же "энтомологический" интерес к людям испытывал и современник и коллега Шоу Оскар Уайльд. Он мог бы подписаться под формулой Джорджа Бернарда Шоу: "Иногда надо рассмешить людей, чтобы отвлечь их от намерения вас повесить".
Шоу легко, без мук совести ниспровергал авторитеты. В молодости, будучи музыкальным критиком, смелый ирландец обрушивался на оперы Верди, сложные партитуры которых, по его мнению, были издевкой над певцами. Шоу называл некоторые сочинения Вагнера "шумами и громами, понятными с первого раза всякому ослу". Чайковский, по его мнению, "извлекал слишком много из дешевого музыкального материала".
От Шоу досталось многим писателям, ученым, художникам. Киноактеры иной раз боялись знакомиться с ирландским "волшебником драматургии", зная о его недоверчивости и остром языке. Вивьен Ли, в середине 1940-х готовившаяся к съемкам в фильме Паскаля "Цезарь и Клеопатра" по пьесе Шоу, приехав на смотрины к драматургу, разыграла перед ним целый спектакль с тем, чтобы завоевать его доверие. Она преобразилась в почтительную ученицу, ловившую каждое слово своего наставника, и покорила тщеславного мастера.
В России пьесы Шоу шли на многих сценах. Дело, разумеется, не только в том, что Шоу считался большим другом советского народа. Просто его сочинения - благодатнейший материал для спектаклей, не теряющий своей остроты ни в какой обстановке. В 1960-х публика обожала киномюзикл Джорджа Кьюкора "Моя прекрасная леди" с Одри Хепберн в роли Элизы Дулиттл. А самого Шоу в "Милом лжеце" в разные годы блестяще играли Ростислав Плятт и Василий Лановой.
В наши дни история Хиггинса выглядит проще и грубее
Впрочем, пожалуй, самый популярный сюжет Шоу - его интерпретация древнегреческого мифа о Пигмалионе и Галатее. Элиза из скромной цветочницы с говорком кокни превращается в великосветскую даму. Но что ей дает это превращение - вот в чем вопрос. Одна из мыслей пьесы "Пигмалион" - рабство человека в "приличном" обществе, пагубная власть тех условностей, которые не принимает Хиггинс и которые плотным кольцом начинают окружать Элизу. К счастью для нее, мисс Дулиттл отнюдь не превращается в безответную и бесправную "подопечную", чего нельзя сказать о тех молодых звездах, чей талант взращивают современные продюсеры.
"Я выражаю свое справедливое возмущение торгашеским подходом к делу", - говорил Хиггинс. Для современных пигмалионов работа со звездами - бизнес, в котором нет места сантиментам. Многие певицы не раз жаловались не просто на нечеловеческие условия работы, но и на тотальный контроль их личной жизни. Участницам одной из рок-групп по условиям контракта, например, запрещалось выходить замуж (и это не единичный случай). Еще одна известная певица заявила, что по требованию продюсера вынуждена была сделать аборт на позднем сроке беременности. Новые пигмалионы лепят из своих галатей что угодно, при этом галатеи должны обладать покорностью и спокойствием статуй.
В форумах, посвященных шоу-бизнесу, есть такие мысли: "продюсерами называют себя люди, не имеющие представления о том, что такое качественный продукт", "продюсеры зарабатывают на артистах, вкладывая в них по минимуму". Но есть и такие реплики: "У нас не востребовано высокое качество, поэтому продюсеры, делающие хорошие проекты, не востребованы".
Современные пигмалионы понимают свою задачу своеобразно: артист может не обладать талантом, но он должен выглядеть (или казаться) звездой. Почти в духе Хиггинса. Он, напомним, не рассчитал, что у звезды может быть своя гордость, свое "я".
Имиджелогия - наука для новых Элиз Дулиттл
Кстати, не зря сегодня так популярна имиджелогия - искусство нравиться людям, создавать себе привлекательный имидж. Появились многочисленные студии и лаборатории имиджа, а в вузах - факультеты имиджелогии. Вышли многочисленные руководства по управлению харизмой и репутацией в обществе. Кстати, консультанты по имиджу были еще у крупных советских партийных деятелей, а теперь они есть у многих депутатов Государственной Думы.
Даже фильм-чемпион оскаровской гонки этого года - драма "Король говорит!" Тома Хупера - рассказывает о торжестве имиджмейкинга. Чудо-логопед Лайонел оказывается новым Хиггинсом, а король Георг VI - Элизой Дулиттл благородного происхождения. Создание выгодного имиджа становится новой религией, которая обещает людям хорошую жизнь, высокий статус в обществе и не пугает их большими грехами. А то, что скрывается за таким звездным блеском, выносится за скобки.
Звездный имидж, гламурный ореол оказываются новым рабством, порождают зависимость, которую психологи, например, Ольга Маховская, называют "глянцевым неврозом". Суть его в том, что молодые люди начинают бояться не соответствовать стандартам красоты, растиражированным гламурной индустрией.
"Кто может интересоваться рабом?" - риторически вопрошал герой Шоу. Сегодня, спустя 60 лет после смерти писателя, оказывается, что все больше людей согласны на добровольные оковы, на игру в звезды вне всяких правил.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции