26 июля Римско-католическая церковь отмечает память родителей Пресвятой Девы Марии - святых Иоакима и Анны.
В Новом Завете содержится крайне мало сведений о жизни Богородицы и событие, отмечаемое в этот день, зафиксировано только в церковном предании. В предании сообщается о том, что родителями Девы Марии были благочестивые Иоаким, происходивший из рода царя Давида, и Анна - из рода первосвященников.
С IV века до наших дней в Иерусалиме показывают место, где стоял дом Иоакима и Анны. На этом месте стоит храм, третий по счету, построенный крестоносцами.
Иоаким и Анна были бездетны. Супруги тщетно молились и делали щедрые пожертвования на храм, чтобы испросить себе ребенка. Иоаким, будучи уже в пожилом возрасте, удалился в пустыню и провел там 40 дней в молитве и посте, чтобы вымолить эту милость у Господа Бога. И тогда ему явился ангел и возвестил, что его молитвы услышаны и что его супруга Анна родит ему дитя, которое будет радостью для всего мира. Так и случилось. На 15-й день, согласно обычаю, новорожденную девочку нарекли Марией.
Когда Марии исполнилось 3 года, ее посвятили на служение Богу и отдали на воспитание в храм, где она росла среди своих сверстниц, занимаясь молитвой, пением, чтением Священного Писания и вышиванием священнических одежд. Вскоре скончался ее отец - Иоаким. Анна, согласно одной из легенд, после этого ещё дважды выходила замуж.
Культ святых Иоакима и Анны является во всей Церкви, как на Востоке, так и на западе, очень древним. По мере того, как распространялся культ Матери Божией, возрастало также публичное почитание Её родителей. Уже в IV-V вв. в Иерусалиме при бывшей купальне Вифезда стояла небольшая церковь, посвящённая святым Иоакиму и Анне. Храм на этом месте существует и по сей день. Согласно одной из легенд, здесь должна располагаться их гробница. Другие источники в качестве места их погребения указывают Масличную гору. Император Юстиниан воздвиг в Константинополе около 550 года базилику в честь святой Анны.
Святая Анна была всегда окружена особым почитанием. На Западе первый храм и монастырь святой Анны возник в 701 году во Флориаке под Руаном (Франция).
Именем святой Анны родители часто называют своих дочерей, весьма многочисленны также посвящённые ей храмы и святилища. В честь нее учреждены пять женских монашеских орденов. В древней литургике святой Анне посвящалось 118 гимнов и 36 секвенций (XIV-XVI вв.).
Литургическое воспоминание родителей Пресвятой Девы Марии возникло изначально на Востоке. Его ввел в 710 году император Юстиниан II - называлось оно "Зачатие святой Анны" и справлялось в различные дни совместно либо раздельно с воспоминанием святого Иоакима. На Западе оно стало отмечаться позже. В Неаполе это литургическое воспоминание известно с Х века.
В 1378 году Папа Урбан VI разрешил справлять этот праздник в Англии. Юлий II в 1522 году распространил его на всю Церковь и назначил его датой 20 марта. Однако в 1568 году Павел V отменил этот праздник, ссылаясь на то, что о родителях Богородицы ничего не сообщается в книгах Священного Писания. Тем не менее, люди продолжали считать, что родители Богородицы существовали и что им подобает особая честь. Поэтому Григорий XIII восстановил праздник в 1584 году и назначил для него день 26 июля. Папа св. Пий X в 1911 году ввёл особый праздник в честь святого Иоакима, назначив его на 16 августа. Память святой Анны продолжала отмечаться 26 июля. Литургическая реформа 1969 года вновь соединила вместе их имена в день 26 июля.
Святой Иоаким, который считается покровитель супругов, торговцев холстом, столяров, изображался, неся на руках свое дитя - Марию и корзину с двумя голубями, предназначенными в жертву, а также как дряхлый старец - вместе с Анной на алтарях, посвященных Марии.
Святая Анна - защитница беременных женщин. Именно к ней обращают свои молитвы с тем, чтобы роды были легкими, ребенок родился здоровым, и чтобы молока было достаточно. Святая Анна является также покровительницей прачек и вышивальщиц, так как эти ремесла связаны с функциями матери.
Святая Анна изображалась толкующей своей юной дочери Святое Писание либо с младенцем Иисусом на руках или на коленях, а рядом с ней - сидящая или стоящая Мария.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников