Лучшая синхронистка десятилетия (2000-2009 год), четырехкратная чемпионка Олимпийских игр (Афины–2004, Пекин–2008), 13-кратная чемпионка мира и семикратная чемпионка Европы по синхронному плаванию Анастасия Давыдова в интервью корреспонденту "Р-Спорт" Надежде Перепечко рассказала о бытовых сложностях российской сборной в Шанхае, проблеме новых оригинальных образов и тренерской карьере.
- Сильно ощущалось давление со стороны китайской сборной, которая выступала на домашней арене?
- Мы изначально ехали туда не как обычно на чемпионат мира. Громкие заявления завоевать одну-две, а то и больше золотых медалей в синхронном плавании со стороны китайской сборной начались раньше. Конечно, нас это очень напрягало. Очень переживала Татьяна Николаевна (Покровская, тренер). Плюс ходили слухи, что семь медалей нам никто не даст. Я считаю, что мы достойно справились со своей задачей, а отрывы в два и более баллов тому подтверждение.
- Нашей сборной ставили палки в колеса и со временем тренировок.
- Да, время было очень неудобное. Это был шестой чемпионат в моей спортивной карьере, и не было еще такого нигде. Три тренировочных дня: в первый мы встали в четыре утра, во второй в пять и в третий в шесть. Обычно, если сборная едет в первый день на тренировку в шесть или пять утра, на следующий день тренировку ставят гораздо позже, чтобы спортсмены смогли восстановиться. Здесь, такое ощущение, что все было настроено на то, чтобы выбить российскую команду из колеи.
- Спортивной злости такой прием добавлял?
- Естественно, нам было очень неприятно. Еще более неприятно, потому что мы понимали, что все это делалось специально, а не просто случайность. Такого не было никогда. Перед финалом не давали тренироваться под музыку. Практически все программы шли с листа. На Олимпиаде в Пекине таких проблем не было, но здесь они были настроены взять хотя бы одну медаль. Но им еще нужно потренироваться.
- В олимпийской программе всего два вида синхронного плавания, может, стоит расширить этот список?
- Было бы не плохо, если бы в олимпийскую программу включили комбинированную программу. Это не только дополнительная медаль, но и дополнительный интерес зрителей. "Комби" - это очень зрелищный вид. С чемпионата Европы 2007 года в Мельбурне разделили виды только на чемпионате мира, на Олимпиаде правила остались те же.
- Семь из семи возможных медалей на чемпионате мира. Есть ли проблемы у нашей сборной?
- Основная задача сейчас - найти оригинальный образ для групповых упражнений. В последнее время синхронное плавание развивается. Просто набор движений под музыку не приветствуется – обязательно нужен образ. Люди должны понимать, что спортсменки изображают. Вот сейчас мы ехали в автобусе, и Татьяна Николаевна сказала, что мы все должны подумать над образом. Вот сейчас полтора месяца свободного время будем ломать голову над этим. Образ - один из самых важных моментов, потом уже надо подобрать музыку, а потом постановка.
- Ася, а есть образ, который Вы лично хотели воплотить?
- Я уже 12 лет в сборной команде. Уже столько было образов: и классическая музыка, и "Матрица" в дуэте, вот сейчас постановка "Навстречу ветру"... Честно, я даже затрудняюсь ответить на этот вопрос. Я считаю, что в технической программе постановка должна быть веселой и задорной, никакого гнетущего образа быть не должно. А насчет длинной программы надо очень серьезно думать. Половина победы – это придумать образ.
- Вся команда участвует в разработке купальника и макияжа?
- Что касается купальников – это Татьяна Николаевна. Сначала согласовывает с художниками, прослушивают музыку - они рисуют эскизы. А что касается макияжа, это мы с девочками подбираем сами.
- Вы сказали, что, возможно, Олимпиада в Лондоне станет последней в вашей спортивной карьере. Можете представить свою жизнь без синхронного плавания?
- После Пекина я действительно не могла представить, в чем я себя найду после синхронного плавания. Какое-то время пыталась заниматься политологией, но поняла, что это не мое. Год, который я пропустила, помог мне понять, что синхронное плавание это не просто то, что я умею делать, а то, что мне нравится. Никаких сомнений нет, как только я закончу свою спортивную карьеру, я буду тренером. У меня уже есть группа детей от 10 до 14 лет, которые ждут не дождутся меня. Одна девочка вчера даже приехала встречать меня в аэропорт, так соскучилась по своему тренеру.