МОСКВА, 25 июл - РИА Новости. Очевидцам трагедии в норвежской столице, родственникам жертв и пострадавшим, а также участникам кровавой расправы необходима незамедлительная профессиональная помощь психологов, которая некоторым из них может понадобиться еще месяцы и даже годы, считают опрошенные РИА Новости психиатры.
Двойной теракт произошел в Норвегии 22 июля, его жертвами стали 93 человека. Сначала прогремел взрыв у комплекса правительственных зданий в центре Осло, где находится канцелярия премьер-министра, а через несколько часов мужчина в полицейской форме открыл стрельбу в молодежном лагере правящей Норвежской рабочей партии на острове Утёйя недалеко от норвежской столицы.
Власти задержали подозреваемого в стрельбе на острове - 32-летнего этнического норвежца Брейвика - и заявили о его связи со взрывом в центре столицы. В полиции не увязывают произошедшее с международными террористическими организациями и заявляют о связях арестованного с правым экстремизмом (правящая Норвежская рабочая партия представляет левые политические силы). В субботу полиция признала, что именно Брейвика подозревает в совершении обоих преступлений.
Невосполнимые утраты
Последствия террористических атак, как правило, являются "маловосполнимыми", заявил заместитель директора по научной работе Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского, главный детский специалист-психиатр Минздравсоцразвития России Евгений Макушкин. "Теракты всегда заканчиваются потерей и утратой, разрушениями. И общество, в данном случае общество Норвегии, сплачивается в борьбе с этим злом. В трагической ситуации происходит переосмысление ценностей, поскольку терроризм - это угроза не конкретному лицу, а угроза всему миру", - сказал в понедельник РИА Новости Макушкин.
По его словам, обычно после терактов в процесс поддержки пострадавших, близких и родных погибших включаются психотерапевтические службы, социальные работники и духовенство. "Такого рода работа, как правило, идет в течение нескольких месяцев, а иногда и лет. Это многолетний реабилитационный процесс, если в семье потеря, если утрачен человек и тяжелые переживания у близких лиц", - заметил он.
Лечение стресса
Руководитель лаборатории психологии детского и подросткового возраста Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского Елена Дозорцева считает, что важна не только помощь психолога, но и психиатра-психотерапевта, потому что стрессовые реакции, которые возникают при таких событиях, могут иметь и медицинских характер. "У человека может быть нарушен сон, питание (у человека нет аппетита), иногда в самых тяжелых случаях даже трудно дышать", - пояснила врач.
При этом Дозорцева отметила, что нельзя в таких случаях дать какие-то общие рекомендации, важно поработать с каждой конкретной семьей по отдельности и с каждым конкретным человеком. С теми, кто не пострадал, но наблюдал всю эту трагедию или же сам спасался, тоже очень важно провести психологическую работу, потому что иногда у них стрессовые реакции могут быть не меньше, чем у тех, кто пострадал, считает психиатр.
Макушкин в свою очередь отметил, что в такой ситуации очень важна взаимопомощь, взаимопонимание. "Необходима не только медицинская психологическая помощь, а в том числе и большая общественная поддержка, и реальная государственная поддержка. Я имею в виду дотации, компенсации, страховые выплаты", - добавил врач.
Специалист Минздрава полагает, что после произошедшего в "спокойной" Норвегии, которая не знала подобных потрясений, начнут активно создаваться молодежные и общественные организации в поддержку близких и пострадавших в этом теракте, а также в борьбе с терроризмом в целом.