КИШИНЕВ, 25 июл - РИА Новости. Молдавское министерство иностранных дел и европейской интеграции (МИДЕИ) не согласно с некоторыми оценками, изложенными в комментарии МИД России 21 июля, говорится в комментарии пресс-службы МИДЕИ, поступившем в понедельник в РИА Новости.
"Прогресса в выработке мер доверия между Молдавией и непризнанным Приднестровьем в сфере экономической политики нет", - заявил тогда на брифинге в Москве официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич.
"Напоминаем, что цель совместного решения Республики Молдова и Украины о введении на границе двух государств нового таможенного режима состояла не в создании так называемой "блокады" или в "распространении в одностороннем порядке юрисдикции Молдовы в экономических вопросах" на этот регион", - подчеркивается в комментарии молдавского внешнеполитического ведомства.
В документе отмечается, что "преследовалась цель привести экспортно-импортные операции в соответствие с международными стандартами".
"Чтобы исключить отрицательное воздействие на экономических агентов левобережья Днестра, в 2006 году был введен таможенный режим, который предусматривал упрощение процедуры регистрации компаний, механизм возмещения взимаемых налогов, а также возможность напрямую пользоваться торговыми преференциями, предоставленными Республике Молдова ЕС и СНГ", - отмечает молдавская сторона.
По данным МИДЕИ, сейчас 700 предприятий региона зарегистрировались в Регистрационной палате Молдавии.
"Статистические данные подтверждают, что их торговые отношения с внешними партнерами развиваются, и препятствий со стороны молдавских властей нет. Экономические агенты приднестровского региона освобождены от каких-либо выплат в национальный бюджет, за исключением расходов, связанных с таможенным оформлением и сертификатами происхождения", - говорится в документе.
В комментарии МИДЕИ отмечается, что молдавские власти заинтересованы в дальнейшем улучшении условий внешнеэкономической деятельности, в том числе компаний из приднестровского региона.
По словам Лукашевича, несмотря на сложности, удалось исключить попытки распространить в одностороннем порядке юрисдикцию Молдовы в экономических вопросах на Приднестровье в условиях неурегулированности политического, по сути, кризиса. При этом Лукашевич отметил, что приднестровские предприятия сохранили выход на внешние рынки и возможность участвовать в международной внешнеэкономической деятельности. Дальнейшее регулирование этого режима является предметом экспертных консультаций молдавской и приднестровской сторон, сказал он на брифинге 21 июля.
Незадолго до распада СССР, 2 сентября 1990 года, пять расположенных на левом берегу Днестра районов Молдавии объявили о создании Приднестровской союзной республики в составе СССР, а затем - независимой Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) с центром в Тирасполе. При этом город Бендеры и несколько прилегающих к нему правобережных сел высказались за вхождение в состав ПМР. Причиной для такого шага послужили заявления националистически настроенных радикалов в Кишиневе о выходе Молдавии из СССР и возможности ее присоединения к Румынии.
Власти Молдавии не согласились с решением приднестровских депутатов и попытались решить проблему, введя войска в непризнанную республику. В 1992 году в Приднестровье начался вооруженный конфликт, продолжавшийся несколько месяцев, до середины июля. В результате Кишинев утратил контроль над левобережными районами, и Приднестровье стало территорией фактически неподконтрольной Кишиневу со всеми атрибутами государственности, включая собственную валюту.
Международного признания Тирасполь не получил, но активно этого добивается. Молдавию данный вариант не устраивает, она предлагает приднестровцам автономию в составе единого государства.
Переговоры с участием международных посредников в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье, Россия, Украина, ОБСЕ, а также в качестве наблюдателей - ЕС и США) по поиску решения приднестровской проблемы в феврале 2006 года зашли в тупик, а затем были приостановлены. В то же время консультации в этом формате периодически проводятся.