Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
Новый пакет финансовой помощи Греции поставил вопрос о возможности первого дефолта в зоне евро. Но все еще может обойтись, что подтверждает спокойная реакция финансовых рынков на решение выделить Греции дополнительно 109 млрд евро, принятое лидерами стран Евросоюза в Брюсселе 21 июля.
Одобренный план помощи предусматривает значительное расширение полномочий Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF): фонд теперь сможет выкупать облигации еврозоны на вторичных рынках и выдавать кредиты странам до того, как они потеряют доступ к частным кредитам. Кроме того, EFSF и МВФ предоставят Греции еще один займ в 109 млрд евро, дополнительно к тем 110 млрд евро, решение о выделении которых было принято в мае 2010 года. К спасению Греции будут привлечены и частные кредиторы, если те согласятся на обмен имеющихся у них облигаций с близким сроком погашения на долгосрочные бонды, с несколькими видами купонов и гарантий. По некоторым из облигаций кредиторам предлагается принять снижение номинала долга на 20%, сообщает The Wall Street Journal.
Прогнозируя падение стоимости облигаций при процедуре их обмена, крупнейшие мировые рейтинговые агентства (Standard & Poor’s и Fitch) ранее уже предупреждали о возможности объявления выборочного дефолта по греческим бумагам. Так называемый "выборочный" или "ограниченный" дефолт означает, что агентства могут понизить рейтинги только по некоторым выпускам гособлигаций.
Если это произойдет, события могут начать развиваться по негативному для Европы сценарию. Объявление дефолта по гособлигациям означает, что они далее не могут использоваться как залог по кредитам ЕЦБ. Греческая банковская система может быть парализована, за нею затрещит вся финансовая система региона. Экономисты, впрочем, надеются на лучшее: как только станут известны подробности участия частных кредиторов, рейтинговые агентства вернут рейтинги греческих бумаг к прежним уровням, а финансовые рынки успокоятся.
Спасают себя
Спасая Грецию, страны зоны евро на самом деле спасают самих себя и единую валюту Европы. Как очень удачно выразился на саммите канцлер Австрии Вернер Файман, "в конечном счете, евро стабилен настолько, насколько стабильно его самое слабое звено".
Вплоть до утра саммита детали плана, выработанного Парижем и Берлином в ходе экстренных переговоров накануне, хранились в полном секрете. Это оказался, конечно, не "философский камень" для искоренения всех проблем на рынке долговых обязательств, но уже нечто серьезнее того, что было раньше. То, что предлагают ЕС Саркози и Меркель, обычно принимается, вот и в этот раз так оно и было - без радости, но сделано.
Получился даже не совсем эликсир, а коктейль из части немецких предложений по выходу из кризиса, части французских и части - Европейского центрального банка. На вполне резонный вопрос: можно ли мешать французское вино с немецким пивом, в данном случае придется ответить, - а другого никто и не предлагает. Придется пить.
Иначе было бы хуже. Правда, быстрого эффекта от предложенной смеси никто тоже не ждет. Она скорее из области гомеопатии - длительного действия. Но шансов на коллапс Еврозоны и евро становится меньше. Осталось только испытать лекарство на главном пациенте и посмотреть, какими будут побочные эффекты для всего европространства.
То, что дело было очень серьезно, подтверждают некоторые совершенно невероятные факты. Так, в день встречи в лондонской Financial Times выступил с большой статьей министр финансов консервативного кабинета Великобритании Джон Осборн (Британия - не член зоны евро). И призвал к еще большей финансовой интеграции Еврозоны, сохранению евро, координации европейской налоговой и бюджетной политики. Никто не припомнит, чтобы раньше министр финансов этой страны, да еще и консерватор, говорил что-то даже отдаленно похожее. Но тут объяснение легкое. Хотя у самого Лондона не слишком много греческих облигаций, но английские банки держат массу долговых обязательств французских банков (которые предоставляли крупные кредиты для Греции) и ирландских банков. Возникни у тех проблемы - и цепная реакция придет в Британию.
Похожие настроения в связи с затянувшейся греческой болезнью в Европе в целом и мире вообще. В Брюсселе, напомним, собрались государства единой европейской "валютной семьи": лидеры всех 17 стран ЕС, где ходит евро, плюс руководство ЕС, Европейского центрального банка и МВФ. С момента начала всех греческих бед примерно полтора года назад, распространения "долговой инфекции" на Ирландию и Португалию, ее вероятного перехода на Италию и Испанию, ЕС посвящает этой теме уже десятый саммит.
Еврозона как союз непохожих
Вся беда в том, что евро склеил между собой страны с совершенно разными экономическими потенциалами, хозяйственными традициями, рабочими привычками и разными, мало похожими национальными менталитетами. Но с созданием евро получилось так, что за безответственность одного партнера (к примеру, Греции) теперь приходится отвечать всем, а "старшим" (типа Германии или Франции, как самым крупным кредиторам Греции) - больше, чем всем остальным. А что иного можно было ждать от системы, где одна валюта, но разные правительства?
Если бы Греция была в таком положении одна, все не было бы так уж и страшно. И все точно было бы куда лучше, если транжиров-греков можно было в одно чудесное мгновенье превратить в немцев или привить им тевтонскую дисциплину и орднунг. Впрочем, немцы всегда намекали, что примерно то же самое было бы неплохо сделать и с ирландцами, португальцами, испанцами, итальянцами, французами…
Но Грецию уже подпирают Португалия и Ирландия. Даже выборочный дефолт по греческим бумагам будет означать, что и для Португалии и Ирландии предложенные аналогичные рецепты не сработают. Значит, банки не получат назад своих денег, значит, им надо покрывать потери, а покрывать их можно лишь за счет удорожания своего главного "товара" - кредитов.
И тогда "покупать" их, кредиты, по приемлемой цене не смогут Италия и Испания, где с финансами тоже не все в порядке. А как уже давно говорят эксперты, Италия и Испания слишком велики, чтобы упасть, и слишком велики, чтобы их спасать.
В общем, евро надо спасать, и чем быстрей, тем лучше. Раньше еще можно было "ампутировать" Грецию от Еврозоны. Теперь поздно. И вот почему.
Все греческие банки получают евро от Центрального банка Греции, а он - от Европейского центрального банка, оставляя ему взамен долговые обязательства. Представьте себе, что будет, если греки вдруг узнают, что их выгоняют из зоны и переводят на драхму. Кто-нибудь помнит недавние колоссальные очереди на белорусских обменных пунктах во время девальвации "зайчика"? В Греции будет то же самое: евро сметут со счетов, и это вызовет обвал национальной банковской системы еще до того, как она начнет печатать драхмы. А ЕЦБ останется с горой никому не нужных долговых расписок от греческого правительства. Тогда спасать надо будет уже сам ЕЦБ, евро и Еврозону.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции