РИА Новости представляет арт-гид: самые интересные новые экспозиции и выставки, на которые еще можно успеть. В то время как Третьяковская галерея открыла выставку живописи о "тихой жизни", Исторический музей вспомнил о громких событиях и известных личностях отечественной истории. Тем же, кто до сих пор не был на выставке о Доме Диор, лучше отправиться туда - она открыта последние выходные.
Новые выставки: избранники Клио и "тихая жизнь"
1. Имя художника первой половины прошлого века Константина Зефирова знакомо далеко не всем, но в Третьяковской галерее этот факт не считают помехой ретроспективе к его 130-летию. Для выставки "Не мертвая натура, а тихая жизнь" картины и рисунки не только достали из запасников галереи, но и временно "позаимствовали" у ГМИИ им. Пушкина и из частных коллекций. Получилось около 80-ти экспонатов. Будучи участником студенческих движений, Зефиров был вынужден временно жить в Мюнхене. Бурная культурная жизнь этого города оставила на его творчестве заметный отпечаток. Обыгрываемое в названии выставки выражение "тихая жизнь" - "stilleben" - к тому же немецкое обозначение прижившегося у нас французского термина "натюрморт". Позже, вернувшись на родину, Зефиров участвовал в творческом объединении "Маковец", члены которого стремились к духовной наполненности искусства. Представленные на выставке работы – гармоничные пейзажи и спокойные натюрморты, сдержанные по краскам портреты (среди них несколько автопортретов, занимавших особенное место в поздний период) - лучшее подтверждение сосредоточенности на "тихой жизни", идее ценности домашнего очага и философскому пониманию живописи, присущим работам Зефирова.
В Третьяковской галерее до 16 октября
2. "Кого оставили нам в наследие две империи - Российская и Советская?", - задумались в Государственном историческом музее и посвятили выставку тем, кто творил отечественную историю на протяжении нескольких веков. "Избранники Клио", сильные мира всего, в один момент рисковавшие оказаться (и оказывавшиеся) слабыми - революционеры, императоры, вожди – оживают на портретах, сюжетных полотнах и медалях. Среди них, например, никогда ранее не выставлявшийся портрет Сталина кисти Василия Мешкова, выполненный углем и сангиной и признанный в свое время слишком реалистичным. Здесь же – личные вещи вроде простреленного пальто Ленина и государственный флаг, снятый в 1991 году со здания Президиума Верховного Совета СССР.
В Государственном историческом музее до 24 октября
3. Работы молодой художницы Ольги Кройтор, чья выставка "ЧТОНИЧТО" открылась в ММСИ, одновременно отсылают и к авангардистским традициям первой половины прошлого века, и к 70-м годам того же столетия. За авангард отвечает сама форма – бумажные коллажи, геометрические линии, за временные ассоциации – используемые в них зернистые фотоизображения из старых газет. А в результате, уверены организаторы, - искусство, "родственно связанное с понятием будущего".
В ММСИ на Гоголевском бульваре до 14 августа
Выставки, на которые можно успеть: Диор и Фаберже
1. Одна из самых долгожданных выставок года – "Диор: под знаком искусства" - последние дни открыта в ГМИИ им. Пушкина. Ради нарядов и аксессуаров Кристиана Диора и его последователей - Ива Сен-Лорана, Джанфранко Ферре и опального ныне Джона Гальяно, - которым аккомпанируют шедевры классического и современного искусства, дизайнер выставки Натали Криньер с помощью зеркал на стенах и потолке и колонн с витринами превратила знакомые залы в многогранные пространства, где все множится, сверкает и переливается. Выставка устроена так, чтобы посетители, погруженные в мир красоты и роскоши, приложили все усилия для того, чтобы стать к нему сопричастными.
В ГМИИ им. Пушкина до 24 июля
2. В Музеях Кремля открыта выставка "Карл Фаберже и мастера камнерезного дела". За названием скрываются почти 400 драгоценных предметов декоративно-прикладного искусства - ювелирные украшения и предметы интерьера, в том числе и те, что никогда не выставлялись в Москве. Среди них - экспонаты из музеев Урала и Сибири, выполненные тамошними мастерами еще до появления фирмы Фаберже и оказавшими на ее развитие и становление несомненное влияние. Показывают и более известные вещи - например, шесть императорских яиц Фаберже, среди которых воздушностью формы и минималистическим декором выделяется "Созвездие царевича", незавершенное из-за революции.
В Музеях Кремля до 24 июля
Читайте о выставке подробнее >>
3. Выставка "Record again! 40 лет немецкого видеоарта" в ГЦСИ - результат масштабного исследовательского труда немецких музейщиков, которые с начала 2000-х годов искали видео, снятое немецкими художниками начиная с 1960-х годов - времени, когда телевидение только-только набирало обороты. За эти годы неоднократно поменялись форматы, в которых записывались работы, носители и техника, на которых они демонстрировались, по этим причинам ряд работ оказался на грани полного исчезновения и разрушения, если бы не этот проект. Многие произведения были отреставрированы и все переписаны на цифру, чтобы их можно было показывать с применением современной техники. В фокусе второй части выставки - 1970-е годы, представленные работами Йозефа Бойса, Улая, группы telewissen, Гери Шума и многих других.
В ГЦСИ до 24 июля
4. Выставка "Покровский собор в объективе фотокамеры" в ГУМе посвящена 450-летию самого знаменитого российского собора, известного также как храм Василия Блаженного. Его "днем рождения" принято считать дату на надписи, расположенной в шатре центральной церкви, которая гласит: "...в день апостолов Петра и Павла был освящен Покровский собор...". Храм, попадавший в объектив почти каждого туриста и москвича, организаторы сделали главным героем снимков. На работах фотографа Государственного Исторического музея Сергея Гуреева можно изучить его отдельные фрагменты и детали – наружную роспись "под кирпич", разноцветные купола, убранство шатра центральной церкви.
В ГУМе до 26 июля
Читайте о выставке подробнее >>
5. Выпускник дюссельдорфской Академии художеств, российский скульптор Леонид Сохранский выдает стекляшки за алмазы с топазами и украшает ими сделанные из гипса бублики, созданные для инсталляции "Хлеба" на выставке "Пекарь Идиот". Правда, объясняет сам Сохранский, воплотить инсталляцию в золоте и драгоценных камнях ему помешала исключительно дороговизна материалов. С другой стороны, такая "подмена" лишь добавляет стоимости к размышлениям о фальшивом и настоящем, проходяще и вечном, важном и второстепенном, которые зашифрованы в представленных здесь работах.
В галерее Paperworks до 28 июля
Также идут:
Шедевры Курской галереи им. Дейнеки >> В Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке до 31 июля
Диор: под знаком искусства >> В ГМИИ им. Пушкина до 24 июля
Record again! 40 лет немецкого видеоарта >> В ГЦСИ до 24 июля
Сокровищница Медичи >> В Музеях Кремля до 1 августа
Святая Русь >> В Третьяковской галерее на Крымском валу до 14 августа
JapanCongo >> В "Гараже" до 14 августа
Блистательный цвет Кристофера Баркетта >> В Галерее Классической Фотографии до 15 августа
Неактуальная реклама. Русский плакат начала XX века >> В Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке до 21 августа
Ретроспектива Джеймса Таррелла >> В "Гараже" до 21 августа
Билл Плимптон. MINI Ретроспектива >> В Галерее на Солянке до 21 августа
Boom Room/Новая эстонская архитектура >> В МУАРе до 21 августа
Австрия, давай! >> В Музее архитектуры до 28 августа
Больше, чем мода >> В Мультимедиа арт музее до 28 августа
Московские истории. ХХ век. Часть I >> В Центре фотографии имени братьев Люмьер до 4 сентября
Агостино Боналуми. Рациональное и видимое >> В ММСИ на Петровке до 11 сентября
Ручная печать: петербургская школа фотогарфии >> В галерее Photographer на "Винзаводе" до 11 сентября
К вывозу из СССР разрешено >> В фонде культуры "Екатерина" до 2 октября
Шедевры XX века из коллекции Института современного искусства Валенсии >> В ММСИ на Петровке до 30 октября
Сегодня/завтра >> В Московском музее современного искусства до 4 сентября
Из истории российской фотографии >> В Мультимедиа арт музее до 4 сентября