Рейтинг@Mail.ru
Рига - звезда югендстиля, или недостроенная столица - РИА Новости, 31.07.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Рига - звезда югендстиля, или недостроенная столица

Читать ria.ru в
Сочетая воедино архитектурные особенности и старинные традиции, Рига предстаёт перед туристом в особенном, самобытном облике. Именно поэтому, каждый раз возвращаясь сюда, город оставляет всё новые и новые впечатления.

Есть вещи, о которых можно рассказывать часами, описывая каждую деталь, грань и оттенок цвета. Ну, а если уж о вещах можно говорить часами, то сколько же времени займёт описание какого-нибудь старого города? Дни или недели? Да нет, берите больше! Месяцы? И этого не хватит. Осознавая краткость человеческого бытия, рижане уже девять веков к ряду рассказывают своим детям и туристам длинные-предлинные городские истории. С каждым годом они дополняются всё новыми и новыми событиями, обрастают подробностями и приукрашиваются вымыслами… Настоящая неоконченная пьеса для европейской столицы…

Легенда гласит, что в стародавние времена на берегу реки жил лодочник. И был он невероятно высок и силён, за что люди прозвали его Большим Кристапом, то бишь Кристофором. В часы ненастья несгибаемый великан выходил на переправу и помогал рыбакам, шлюпки которых переворачивало ветром. Однажды ночью он услышал плач младенца и немедленно поспешил на помощь. Перейдя на другой берег, Кристап отыскал там подкидыша. Взяв его на руки, он отправился в обратный путь, однако с каждым шагом ноша становилась всё тяжелее и тяжелее. Добравшись до лачуги, лодочник уложил дитя и сам лёг спать, а на утро, проснувшись, на месте ребёнка он обнаружил сундук с деньгами, на которые, как вы, должно быть догадались, и был заложен прекрасный город на берегу реки.

Правда то или ложь, никто, разумеется, не знает, но, как бы там ни было, Рига росла, к XI веку уже обзаведясь девятиметровой оборонительной стеной. То есть можно с уверенностью лишь утверждать, что в XI веке Кристапа в живых уже не было, а иначе б к чему было строить оборонительные сооружения, когда великан всегда под боком.

За стеной той - ее фрагмент можно увидеть во дворе Яна Сета - жил город, жители которого обретались в домиках, заводили скотину, торговались на рынке, что традиционно разместился пред храмом, подвальные помещения которого использовались для хранения товара.

Самым значительным из дошедших до наших дней сооружением, пожалуй, является Домский собор, основанный в 1211 году рижским епископом Альбрехтом фон Буксгевденом. Благодаря множеству перестроек храм являет собой пример смешения множества архитектурных течений - ранней готики, барокко, романского и югендстиля, иначе говоря, модерна. Достоянием убранства собора по праву считается 400-летний орган, способный передать звук даже морской волны или ветра. За богатые возможности пришлось заплатить чрезвычайной сложностью конструкции: орган имеет два клавишных стола и целых 6718 труб. Специально для этого инструмента Ференц Лист написал хорал "Восхваляя Господа".

Долгое время жители города выстраивали свои жилища и общественные здания в одном стиле и преимущественно из дерева. Значительные изменения в архитектуре произошли только в XVI веке, а толчком к ним стало распространение огнестрельного оружия. Именно тогда при очередной осаде были уничтожены практически все деревянные постройки города, а сам он сменил вольный статус на "подданство" Речи Посполитой.

Наглядно оценив горючие свойства древесины, оставшиеся в живых теперь уже сделали ставку на камень, притом решили обходиться без особых архитектурных изысков. На первом этаже - большая жилая комната с сенями, в которых хранили продукты, большой каминной плитой, использовавшейся для готовки и обогрева помещения. На верхних этажах, как правило, находился склад товаров, поэтому считалось, что чем больше этажей, тем богаче хозяин дома.

Ярким представителем подобной застройки является "Белый брат", входящий в состав жилого комплекса "Три брата", расположенного на улице Маза Пилс (Малая Замковая). Вплотную к "Белому " пристроен желтого цвета "Средний брат", несущий на себе печать голландского маньеризма. К нему же примыкает младшенький и самый "худенький" "Зелёный брат", построенный в конце XVII века семьей ремесленников, на первых его содержавших мастерскую и склад.

Следующий этап в архитектурном становлении Риги начался в XVIII веке, когда из города был выведен весь домашний скот, кроме лошадей, а прежде занятые загонами площадки отдали под строительство кирпичного жилья. Фасады зданий стало модно украшать колоннами и декоративными элементами из гипса, а вход часто объединяли в общую композицию с прилегающим окном и балконом. Для прислуги строились отдельные дома рядом с конюшней и каретной. Одним словом, купеческая Рига шиковала.

Несколько позже, когда Рига уже приобрела черты современного каменного города, в Латвии начал править бал новый стиль, провозглашавший отказ от всех прежних направлений - модерн, немецкое течение которого принято именовать югендстилем. Архитекторы того времени декорировали фасады зданий удивительными барельефами, повторяющими природные линии фигурами, цветами и изваяниями причудливых животных. В центре Старого города сохранилось более 800 зданий, которые так или иначе отражают характерные черты этого направления.

Глядя на здания, построенные в творчески переосмысленном югендстиле, многие специалисты выделяют это направление как самобытное архитектурное течение. Сами же рижане полагают, что здания получались такие красивые, потому что все прибывавшие в город архитекторы попросту влюблялись в него, а влюблённый мастер, знамо дело, отрицал рутину как таковую, ваяя по наитию.

Благодаря наслоению архитектурных стилей и многолетнему изменению концепции застройки Рига приобрела действительно неповторимый облик. Казалось бы, уже можно остановиться на этом, но если спросить любого рижанина "А достроена ли Рига?", он с непременной категоричностью, не терпящей иносказательности, ответит, что нет. Объяснение такой поголовной уверенности можно найти в поверье, что как только жители достроят столицу и во всеуслышание объявят об этом, город тотчас уйдёт под воду. Потому-то строительство, реконструкция и расширение Риги будут продолжаться ещё очень и очень долго - кому ж хочется на дно?!

Наравне с архитектурными ценностями Рига славится всемирно известным бальзамом. Изначально напиток был изготовлен аптекарем Абрахамом Кунце для российской императрицы Екатерины II. По его задумке снадобье должно было избавлять от колик, и, как ни странно, оно помогло. Через некоторое время напиток получил признание, что подтверждается 33 золотыми медали, полученными на различных выставках. Однако после Второй мировой войны рецепт зелья был утерян, а восстановить его удалось только в 50-е годы. Сегодня рижский бальзам - это символ страны и главный сувенир для туристов.

Марина Сарданашвили

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала