МОСКВА, 21 июл - РИА Новости. Российские производители пива поддерживают введение ограничений, предписанных новым федеральным законом о госрегулировании производства и оборота алкоголя, но считают данные меры поспешными и опасными как для малого и среднего бизнеса, так и для населения.
Президент России Дмитрий Медведев 20 июля подписал федеральный закон, согласно которому пиво будет приравнено к алкоголю и перестанет продаваться в ларьках и палатках, а также будет запрещена ночная (с 23.00 до 8.00) торговля алкоголем везде кроме организаций общественного питания. Также закон вводит запрет на продажу алкоголя, в том числе пива, на остановках транспорта, а также на распитие его в общественных местах. В соответствии с законом, в розницу алкоголь смогут продавать только организации, кроме того строго ограничивается реклама подобных напитков. В полную силу закон вступит с 1 января 2013 года, до этой даты индивидуальные предприниматели смогут торговать пивом объемом содержания спирта ниже 5%, что составляет 85% всего пива, выпускаемого в России.
По словам генерального директора пивоваренной компании "Очаково" Владимира Антонова ограничения на продажу крепкого пива (с содержанием алкоголя выше 5%) не создадут серьезных проблем. "Про него (крепкое пиво - ред.) больше возникает разговоров, чем сложностей с ним - такое пиво занимает небольшой объем в производстве и продажах как в нашей компании, так и у других игроков рынка, так как круг любителей крепкого пива довольно узок", - отметил Антонов.
При этом некоторые изменения, вводимые новым федеральным законом, по мнению Антонова, значительно скажутся на отрасли. "Будет сокращено количество торговых точек - палаток и павильонов, а на них приходится около 21% продаж и, как следствие, вырастут цены, сократятся объемы продаж и производства", - заявил гендиректор. "Трехкратное повышение акциза уже дало сокращение объемов продаж в среднем на 10% по итогам 2010 года, принятие этого закона усилит только сокращение, но пока мы не беремся оценить, насколько" - добавил он.
Как спасали Англию от алкоголизма
Генеральный директор "Очаково" не разделяет мнения, что закон станет значительным шагом на пути к оздоровлению нации. "Принятие этого закона увеличит количество потребления крепкого алкоголя и будет способствовать сильной алкоголизации населения", - считает он. "В последние годы Россия шла к европейскому типу потребления и количество людей, больных алкоголизмом, уменьшалось", - заявил Антонов, сославшись на данные исследований, проведенных Санкт-Петербургским НИИ психоневрологического института имени В.М. Бехтерева.
"В истории Англии есть эпизод, когда премьер-министр Веллингтон спас страну от алкоголизма - когда все пили джин, он отменил налог на пиво и разрешил открывать пивные пабы", - привел пример Антонов. "Запретительные меры в отношении алкоголя в нашей стране никогда не были эффективными, мы считаем, что этот закон открыто поддерживает производство водки", - отметил он.
Безработица
Обеспокоенность ситуацией выразил и председатель совета Союза российских пивоваров Вячеслав Мамонтов. "От нового федерального закона, в первую очередь, пострадает малый и средний бизнес", - считает он.
"Порядка 40% выручки нестационарных точек идет именно от продаж слабоалкогольной продукции - и неизвестно, чем они смогут заместить эту утрату", - сказал Мамонтов РИА Новости. Закон, по его мнению, требует разъяснений и устранения спорных моментов. "Странно выглядит запрет на рекламу пива - такая реклама не запрещена во множестве стран мира, потому что она способствуют только выбору потребителя, а не росту злоупотребления алкоголем", - отметил Мамонтов.
Как сообщили РИА Новости в пресс-службе ГК Efes, одного из крупнейших игроков рынка, компания присоединяется к официальной позиции Союза российских пивоваров. "Мы согласны с решением о запрете продажи пива по ночам, а также в нестационарных точках, но полагаем, что такой запрет должен распространяться только на напитки с содержанием алкоголя выше 5%", - заявили в пресс-службе компании. "Ограничения на продажу пива крепостью свыше 0,5% в нестационарных торговых точках вызовут значительный рост безработицы в стране, поскольку в этом секторе экономики занято, по самым минимальным оценкам, около 200 тысяч человек", - отметили в пресс-службе.
Строго по рецепту
В Efes уверены, что устанавливаемое законом ограничение рецептуры пива является опрометчивым и неблагоразумным шагом, способным подорвать сложившиеся потребительские предпочтения и доверие к международным признанным торговым маркам.
Согласно закону пиво должно производиться без добавления спирта - только солод, хмель, хмелепродукты, дрожжи и вода. Допускается частичная замена солода зерном, зернопродуктами, сахаросодержащими продуктами, но при условии, что их совокупный объем не превышает 20% от объема продукции, а объем сахаросодержащих продуктов не должен превышать 2%. Напитки, изготовленные на основе пива, не должны содержать более 7% этилового спирта.
"Мы намерены обсуждать нашу точку зрения, и надеемся достичь изменений в тексте закона, которые носили бы более сбалансированный характер и несли бы меньше ущерба указанным отраслям и занятым в них людям",- сообщили в компании, отметив намерение продолжать работу по снижению масштабов злоупотребления алкоголем.
Схожей позиции придерживается и директор по корпоративным связям и информации ОАО "Пивоваренная компания Балтика" Алексей Кедрин. "Российские пивовары поддерживают усилия властей по сокращению масштабов злоупотребления алкоголем, сообщил РИА Новости Кедрин. - Но, тем не менее, мы считаем, что в данном законе есть недоработки, и его правоприменение требует внимательного изучения и дополнительных подробных разъяснений".
В компании понимают идею ограничения рекламы, однако, по словам Кедрина, так как ни в одной стране мира не было доказано, что реклама ведет к увеличению масштабов злоупотребления алкоголем, подобные запретительные меры должны были предварительно обсуждаться с производителями, представителями СМИ и рекламной индустрии.
Кроме того, по мнению Кедрина, применение ограничений должно было быть более постепенным - в настоящее время реклама пива находится под строгим контролем со стороны представителей Федеральной антимонопольной службы, депутатов Госдумы и некоммерческих организаций, и эта система, как считает он, доказала свою эффективность. Он также разделяет мнение представителей отрасли, что ограничения на продажу пива в нестационарных торговых точках вызовут рост безработицы в стране.
Аналогичную позицию занимает и ОАО "Сан ИнБев", представляющее на российском рынке такие марки как "Клинское", "Сибирская Корона", Staropramen, Bud, Stella Artois и другие. По словам вице-президента по правовым вопросам и корпоративным отношениям в Центральной и Восточной Европе компании "Анхойзер-Буш ИнБев" Андрея Губки, целесообразность отдельных инициатив закона вызывает большие сомнения, которые основаны на мировом опыте и статистике. Так, Губка сослался на данные, по которым на данный момент в России функционируют по разным оценкам от 60 до 80 тысяч нестационарных торговых объектов, большинство из которых прекратит своё существование после запрета продажи пива, а вследствие этого потребители из отдаленных областей страны лишатся возможности покупать качественное пиво.
"Все это говорит в пользу роста потребления крепкого алкоголя, либо крепких алкогольных напитков домашнего приготовления", - отметил Губка. Также, по мнению представителя "Сан ИнБев", потребители лишатся возможности наслаждаться международно-признанными брендами: ввиду особой рецептуры в их состав могут входить рис и пшеница, ныне объявленные "вне закона".