Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.
В ночь с 21 на 22 июля 1941 года состоялся первый налет люфтваффе на Москву. В ходе воздушной битвы за столицу СССР ПВО города показала себя с самой лучшей стороны, не позволив Москве повторить печальную судьбу западноевропейских городов.
На острие молниеносной войны
Летом 1941 года военно-воздушные силы Германии были основой блицкрига. Польская (1939 год) и французская компании (1940 год) показали, что перед ударной немецкой связкой авиации, танков и пехоты не может устоять ни одна армия мира. Тесное взаимодействие этих родов войск позволило нацистам в считанные недели добиться победы там, где их предшественники потратили четыре долгих года во время Первой мировой войны.
Коренное отличие новой военной стратегии состояло в том, что основной целью стремительного наступления стало не столько перемалывание главных сил противника, сколько уничтожение его систем управления, транспортной инфраструктуры и баз снабжения. Иными словами, не ввязываясь в длительные кровопролитные сражения, не давать врагу использовать свой военный потенциал и тем самым лишить его возможности вести успешные боевые действия.
Без господства в воздухе добиться этого было бы невозможно.
Как писал единственный в Третьем рейхе кавалер полного банта Рыцарского креста с золотыми дубовыми листьями, мечами и бриллиантами, летчик пикирующего бомбардировщика Ю-87 "Штука" Ханс-Ульрих Рудель, "наша задача - атаковать противника перед ударными клиньями наших армий. Сопротивление перед нашими клиньями должно быть сломлено, чтобы увеличить скорость и силу нашего наступления".
Осечка у бравых немецких пилотов вышла только во время битвы за Британию. В ходе этого крупнейшего авиационного сражения Второй мировой войны летом-осенью 1940 года люфтваффе потеряли почти 2 тысячи самолетов и более 2,5 тысяч летчиков, не добившись сколько-нибудь ощутимых успехов. В итоге операция вторжения на Британские острова была отложена, а руководители нацистской Германии обратили свой взор на восток. Выводов из поражения сделано не было.
Приятная прогулка
Воодушевленный победами вермахта в СССР, 8 июля 1941 года Гитлер приказал приступить к массированным воздушным налетам на обе столицы. Начальник германского Генерального штаба сухопутных войск генерал Франц Гальдер записал в своем дневнике: "Непоколебимо решение фюрера сравнять Москву и Ленинград с землей, чтобы полностью избавиться от населения этих городов, которое в противном случае мы потом будем вынуждены кормить в течение зимы. Задачу уничтожения этих городов должна выполнить авиация".
Руководители германских ВВС разделяли эту точку зрения, не сомневаясь, что сопротивление со стороны советских войск ПВО будет весьма слабым. Командир VIII авиакорпуса генерал Вольфрам фон Рихтгофен заявил, что воздушный налет на Москву, несомненно, ускорит катастрофу русских. А командующий 2-м воздушным флотом (высшее оперативное соединение в германских ВВС) генерал-фельдмаршал люфтваффе Альберт Кессельринг напутствовал экипажи бомбардировщиков перед первым налетом на столицу СССР так: "Вы должны, как это всегда делали над Англией при благоприятных условиях, подойти к Москве на небольшой высоте и точно положить бомбы. Надеюсь, что прогулка будет для вас приятной. Через четыре недели войска победоносного вермахта будут в Москве, а это означает конец войне".
На чем же строилось убеждение, что полет над крупнейшим советским городом станет для германской авиации приятной прогулкой? Имея за плечами опыт бомбардировок таких крупных городов, как Варшава и Лондон, немцы полагали, что ПВО Москвы имеет совсем немного зенитных орудий и прожекторов, не располагая при этом аэростатами заграждения и ночной истребительной авиацией. На фоне впечатляющих наземных побед, СССР казался колоссом на глиняных ногах и в области противовоздушной обороны.
Внушала оптимизм и неплохая разведка будущих целей. Благо, руководил информационной службой в штабе 2-го воздушного флота не кто иной, как генерал-лейтенант Генрих Ашенбреннер, занимавший перед войной пост военно-воздушного атташе в германском посольстве в Москве. Среди первоочередных целей значились Кремль, здание ЦК ВКП (б), Московская государственная электрическая станция № 1, Белорусский вокзал, а также крупные авиазаводы - № 1 им. Авиахима, № 22 им. Горбунова и № 24 им. Фрунзе.
Высокая цена
200 самолетов - это немалая сила. Однако нацистских летчиков ожидал неприятный сюрприз. Когда они приблизились к Москве, обнаружилось, что у русских очень много прожекторов, создававших сплошные световые поля, через которые пробиться самолету практически невозможно. Попытки же, набрав высоту, обойти прожекторы сверху, вели к тому, что экипажи бомбардировщиков сталкивались с аэростатами. Германские пилоты привыкли, что англичане не поднимали аэростаты выше 2 тысяч метров, поэтому встреча с ними в московском небе на высоте 4,5 тысяч метров стала для них весьма неприятным сюрпризом. Вдобавок, оказалось, что у русских имеются и ночные истребители.
Известный летчик-испытатель, Герой Советского Союза Марк Галлай, одержавший в ту ночь воздушную победу, вспоминал, что люфтваффе вели себя откровенно нахально: "Гитлеровские бомбардировщики ходили на малых высотах - два, три, от силы четыре километра, будто и мысли не допускали о возможности активного сопротивления с нашей стороны". Так, собственно говоря, оно и было.
Между тем, нежданных гостей ждали. За 2,5 часа до налета, вечером 21 июля закончились командно-штабные учения ПВО Москвы. И потому не составило никакого труда привести в боевую готовность 796 средних и 248 легких зенитных орудия, 336 зенитных пулемета, поднять в воздух 602 истребителя, среди которых было немало новых типов машин в виде Як-ов, ЛаГГ-ов и МиГ-ов. К этому следует добавить наличие у московских зенитчиков 618 прожекторных установок, 303 привязных аэростата, а также радиолокационных станций типа РУС-1 и РУС-2, которые обеспечивали обнаружение воздушных целей в радиусе до 120 километров. В общем, немцы очень сильно просчитались насчет технического оснащения и уровня подготовки своего противника.
За что и были наказаны. Половина нападавших не смогла сбросить бомбы над городом, а более 20 самолетов были сбиты. Но кое-какой урон нацисты смогли нанести - погибло 130 человек, в городе возникли 1166 очагов пожаров, которые удалось ликвидировать к 9 часам утра 22 июля.
Нарком обороны Иосиф Сталин в приказе № 241 от 22 июля 1941 года, объявил благодарность участникам отражения налета, в том числе и "личному составу пожарных команд и милиции г. Москвы". Это был первый с начала войны приказ Верховного Главнокомандующего, содержащий поощрение. Вскоре государственными наградами был отмечен 81 защитник столицы.
Однако до окончательной победы в воздушной битве за Москву было еще далеко. Она только начиналась. Вскоре, 7 августа 1941 года, первый ночной таран в истории авиации совершил младший лейтенант Виктор Талалихин, погибший в бою осенью того же года.
В период с июля 1941 и по апрель 1942 года подразделения люфтваффе совершили против Москвы около 8000 налетов. За это время только 234 бомбардировщика сумели прорваться к городу, сбросив 1610 фугасных бомб и около 100 тысяч зажигательных. Цена этого оказалась очень высокой - было сбито 952 бомбардировщика, а 130 получили повреждения. Активные бомбежки мегаполиса завершились к лету 1942 года, а последняя бомба упала на город летом 1943 года. Приятной прогулки для люфтваффе не получилось.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции