Режиссер арт-хаусной ленты "Цикута" Александр Шапиро, представляющий на международном кинофестивале в Одессе новую работу "Бес Пор No" про порно-бизнес, рассказал в интервью РИА Новости, как довел главного героя до убийства, чем закончился эксперимент, когда он раздал камеру участникам своих семинаров, и почему ему интересен распад личности. Беседовал Глеб Борисов.
- Вы говорите, что никогда не уходили из поля эксперимента, в чем же он заключается в фильме "Бес Пор No"?
- До этого фильма мне хотелось попробовать в виде эксперимента интегрироваться в большой кинопроцесс. И как только я закончил картину - мне перехотелось. "Бес Пор No" - пороговая точка некоторой согласованности в большой киноиндустрии. Потом я стал заниматься фильмами-концептами, где главной была идея и малый бюджет.
- То есть для Вас это была игра в большое кино?
- Да. Это игра по своим правилам. Возможно, мне еще захочется к ней вернуться и снять что-то коммерческое - обсуждаемое, неволюнтаристское, взвешенное.
- По поводу героя вашего фильма: Вам не режет глаз, что исполнителю главной роли никак не дать 17 лет, как это прописано в сценарии?
- Это допустимая условность. Цепляться за это все равно, что жаловаться на жизнь.
- Говоря о своей ленте, вы упоминаете древнегреческие трагедии.
- Я был пропитан этим духом. Когда организовываешь материал, ты предвосхищаешь его на уровне первомодели, закипания смысловых страстей. Для меня это были античные трагедии свободные от условностей, которые позволили бы разбирать картину в четких категориях аналогий. Это был первотолчок, который сделал при укрупнении все жесты и страсти в картине не комичными. Та крайность, куда есть опасность сползти. Спасибо актерам, Горбунову в частности.
- Вам не кажется, что при этом ваш герой совершенно пустой? И если "Ночи в стиле буги" (Boogie Nights, реж. Пол Томас Андерсон) тоже снятые о порно-бизнесе - это драма разочарования, то "Бес Пор No" - история "тупого облома"...
- Это вопрос избыточности, нерегламентированных страстей. Это вопрос припадка, психоза. И путь героя может лежать через разочарование, а может - через нестыковку восприятия и реальности, связанную с возрастом. Это то, что может вывести человека из состояния внутреннего равновесия, и он перестает себя согласовывать с социальной жизнью. Здесь и есть та греческая подоплека: когда люди готовы на безумный поступок. Например, убийство отца - тот самый случай, когда человек дает волю своим эмоциям на все сто.
- Ваш герой полностью лишен рефлексии?
- Конечно. Он пуст, экстерриториален. Он не делает ничего чудовищного в своем понимании. И это отражает то, что происходит с молодыми людьми сейчас.
- Это подростковое сознание?
- Да. Тут нет вынесения оценок своему поведению. Оно рефлекторно, обычный бихевиоризм: стимул и реакция. Это модель пути наименьшего сопротивления. Финал - это его фиаско: потеряна инициатива, возможность зарабатывать деньги, и это приводит к несбалансированному результату. Герой теряет путь и сам закрывает сюжет. Убить в этой ситуации оказывается проще всего.
- А Вы знаете, кто первый выстрелил в финальной сцене: сын или отец?
- Знаю, у меня же были монтажные версии.
- Сейчас вы заканчиваете фильм "Семинар", где роль режиссера довольно необычна. Можете пояснить принцип Вашей картины?
- Принцип прост: создается дидактический прецедент обучения съемкам фильма. Для этого я провел семинар, который был предельно внеклассичным. В частности, у каждого участника была своя камера. И сама тема семинара - то, как люди учатся делать кино - и есть материал фильма "Семинар". Мне было интересно, как в сознании каждого человека срастается этот конструкт, который мы называем фильмом.
- И как из этого получился фильм?
- Я попытался создать максимально странную ситуацию, чтобы получить маргинальный материал, который снимал каждый участник. Все это войдет в один итоговый фильм, состоящий из 18 (по количеству участников) полных метров. В моем фильме способ остранения заключается в том, что все будет переведено в плоскость возможного. Проще говоря, как будто дело происходит в сумасшедшем доме, а этот семинар - терапия для душевнобольных
- То есть вы используете материал, отснятый вашими героями?
- Каждый может воспользоваться материалом, у нас общий винчестер. То есть, если тебе не нравится свой материал, бери и монтируй мой. В этом фишка проекта.
- А вы не смотрели новый фильм Расторгуева и Костомарова "Я люблю тебя", который тоже собран из реальных съемок героев?
- Нет, не смотрел, но слышал. Параллелей не вижу. У меня все сведено к довольно дидактическому контролю, связанному с обучением кино. Это не был стихийный хэппенинг, это осмысленная вещь, где драматургия жизни сводилась к тому, что каждый не совпадал с собой. На первом занятии я сказал участникам "Выйдите за пределы своего социального статуса и представьте, что этот семинар - экс-территория. Развивайтесь через ложь, через воображение, то есть то, что искажает вас". Распад самоидентичности - вот что было мне интересно.
- И какова ваша роль в самом фильме?
- Я уже смонтировал свою версию. Я взял материал из тех записей, что мне понравились, и интегрировал его в свою историю.
- Возвращаясь к "Бес Пор No" , какова прокатная судьба фильма?
- В Украине этим займется компания "Арт-Траффик", в Россию - пока не знаю, но переговоры ведутся. Вообще, я сделал этот фильм пять лет тому назад. Он далеко не совпадает с теми переживаниями мыслями, которые определяют мое настоящее. Я не считаю, что это фильм о современности, но и не думаю, что фильм что-то серьезно утратил.