Начинается вечер. Дождь, ливший весь день, перестал, и облака, довлевшие над городом, спрятались за горами. В Дарамсале начался сезон дождей, а это значит, что раз в день мир исчезает в тумане. После рабочего дня тибетцы выходят делать кору (в переводе с тибетского - "круг", или "обходить вокруг") - идут по тропинке вокруг резиденции далай-ламы, начитывая мантры или болтая между собой. Над головой развеваются молитвенные цветные флажки, слышен звон колокольчика и звук монотонного начитывания молитв проходящих мимо тибетцев…
Таковы воспоминания месячной давности, когда кору вышло особенно много людей, и мирян, и монахов, потому что на следующий день, 16 июня, у буддистов большой праздник - полнолуние, последний день священного месяца Сака-Дава.
Сака-Дава, четвёртый месяц тибетского лунного календаря, особый для буддистов. Это месяц, когда Будда родился, достиг просветления и ушёл в паринирвану. На протяжении всего месяца буддисты стараются обратиться к духовной стороне жизни, много молятся, совершают благие поступки, постятся и делают подношения в храмах. В это время польза от свершения благих дел умножается в сотни раз, а пост очищает ум и тело. Кульминация - день, когда Будда ушёл в паринирвану, иначе говоря, достиг счастья, - и есть то, к чему стремится каждый его последователь.
Будда не родился просветлённым. Его статус как раз, наоборот, предполагал крайнюю социализацию, так как он был сыном раджи, то есть короля. Раджа возлагал на маленького Сиддхартху Гаутаму большие надежды, веря, что однажды он будет управлять государством. После его рождения во дворец пришёл уважаемый мудрец, чтобы поприветствовать ребёнка и его родителей. Увидев младенца, он сначала засмеялся, а потом горько заплакал. "Что случилось? - спросил раджа мудреца. - Почему ты сначала засмеялся, а потом заплакал?" "О, раджа, - ответил мудрец, - я засмеялся потому, что в мир пришёл удивительный человек, способный стать либо великим правителем, либо великим учителем! А заплакал потому, что в то время меня уже не будет в живых!"
Отец Сиддхартхи испугался, что сын откажется от престола, и окружил его всеми возможными благами. Но, вырвавшись из дворца, Сиддхартха встретился с тем, что побудило его начать свой собственный поиск смысла жизни: он увидел больного, старика, погребальную процессию и монаха. С тех пор вопросов в его голове и сердце становилось всё больше, и он оставил свой дом и близких в поисках ответов. Оставил не ради себя самого, а ради них, так как вопросом его было: как помочь тем, кого он так любил, как уберечь их от страданий старости, болезней и смерти? В ответе на этот вопрос и заключалось просветление Будды.
Спустя 2500 лет мы все так же болеем, стареем и умираем. Несмотря на технический прогресс, интернет и полёты в космос, мы не достигли умиротворения, не научились оживлять людей, и главное - мы всё ещё ищем счастья. Так же, как искал его некогда Будда.
Пост по-буддийски
В течение месяца Сака-Дава буддисты постятся - стараются не употреблять в пищу мясо, не пить спиртное (что для тибетцев и так несвойственно), размышлять о духовности и совершать действия, способствующие накоплению благих заслуг. Это простирания (поклоны) буддам и учителям, совершение коры и начитывание мантры божества сострадания "Ом мани падме хум". Все желающие могут присоединить свой голос к общему хору "чтецов", поскольку в храмах в этот период проводят специальные службы.
Пик поста приходится на день полнолуния. Дата эта плавающая, а потому высчитывается по лунному календарю. В этом году пост завершился 15 июня. В день ухода Будды в паринирвану буддисты-миряне принимают почти монашеские обеты: не убивать, не лгать, не вступать в близость, не воровать, не принимать одурманивающие вещества, не сидеть на высоком ложе (то есть не занимать высокое положение), не предаваться развлечениям - не петь, не танцевать, не носить украшения, а также не есть после полудня. Это однодневный обет, который принимается на рассвете и состоит практически из тех же пунктов, что и христианские заповеди.
Однодневный пост принимают и миряне, и монахи, что не противоречит монашеским обетам, которых и так свыше трехсот. Оказывается, даже самые простые обеты, такие как "не лгать", подразумевают под собой и то, что ложью на первый взгляд не кажется - например, сказать то, в чём сам уверен, но что на самом деле не является правдой; преувеличить или преуменьшить во время разговора, и даже сам праздный разговор - уже нарушение обета. И незнание в данном случае - не оправдание.
К 5 утра рассветает, обеты приняты, половина мирян расходится по домам, другие остаются в храме и продолжают молиться, начитывать мантры и делать простирания. В течение дня в храмах непрерывно движется толпа людей с чётками в руках. К специальным доскам для простираний выстраивается целая очередь. Тибетцы отправляются в святые места, зажигают благовония, вешают флажки - лунгта (лунг - "ветер", та - "лошадь"), делают подношения духам и желают счастья всем живым существам.
Считается, что в Сака-Даву хорошо подавать милостыню. В Дарамсале, поселении тибетцев на севере Индии, это уже известный факт: индийцы прознали об этой традиции и теперь без зазрения совести улучшают карму буддистов, попрошайничая на протяжении всей коры.
За несколько дней до наступления Сака-Давы в Дарамсалу стекаются бэггеры (от английского to beg - "просить милостыню"), или, если быть предельно конкретной, попрошайки. Они рассаживаются на протяжении всей коры (а это пара километров!) целыми семьями - с кучей детей от мала до велика - и сидят весь день с протянутыми руками, хватают за одежду и сумки, уверяя, что именно им надо подать как можно больше мани. В системе попрошаек всё организовано: они устанавливают шатры, готовят еду на кострах, при этом не прекращая собирать милостыню.