КИЕВ, 19 июл - РИА Новости, Людмила Лысенко. Украина в ожидании согласия Европы и России на участие в модернизации своей газотранспортной системы решила самостоятельно начать этот процесс. Имеющиеся в наличии средства совершенно недостаточны для осуществления подобного проекта, даже учитывая намерения европейских финансовых структур выделить для этого кредиты. Украинское руководство в очередной раз высказало пожелание на участие в этом проекте России.
Своими силами
О необходимости модернизации газотранспортных путей на Украине говорят уже давно, но до последнего времени, кроме плановых ремонтов, которые проводились на отдельных участках, серьезно ремонтом не занимались. Украинская ГТС, которая была построена в 70-80-е годы прошлого столетия, является одной из крупнейших в мире. По территории Украины в Европу транспортируется порядка 80% российского газа. Но Украина может лишиться статуса главного транзитера топлива из России в страны ЕС в связи с реализацией проектов "Северный поток" и "Южный поток".
Украинская ГТС состоит из магистральных газопроводов протяженностью 37,6 тысячи километров, 71 компрессорной станции общей мощностью 5,405 тысячи мегаватт. Проект модернизации украинского участка газопровода Уренгой-Помары-Ужгород, который проходит через всю Украину с запада на восток, рассчитан на девять лет, при этом первая очередь - на три года.
Общий объем инвестиций в первую очередь реконструкции участка составляет 538,87 миллиона долларов, их которых 230,87 - собственные средства Украины, 308 миллионов долларов - кредитные средства, которые Киев рассчитывает получить от консорциума банков, Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и Европейского инвестиционного банка (ЕИБ).
Каждый из банков уже задекларировал намерение предоставить Украине кредит по 154 миллиона каждый, что было документально подтверждено в ходе церемонии сваривания символического "золотого стыка". Как ожидается, средства поступят уже в текущем году.
В целом для модернизации ГТС, по оценкам украинских властей, необходимо привлечь 5,3 миллиарда долларов на протяжении семи лет.
По словам премьер-министра Украины Николая Азарова начало модернизации ГТС должно стать сигналом для ЕС и России о серьезности намерений украинских властей. При этом он в очередной раз заверил, что Украина есть и будет надежным транзитером.
"Мы должны в кратчайшие сроки ее (ГТС - ред.) модернизировать, реконструировать, - значит снизить затраты по прокачке газа и предложить нашим партнерам конкурентные преимущества", - подчеркнул премьер.
Он снова пригласил к участию в модернизации Россию, выразив надежду, что Москва примет это приглашение.
"Я думаю, что позиция России будет меняться в свете наших практических шагов (начала модернизации ГТС - ред.)", - добавил Азаров.
Киев заявлял ранее, что участие России в модернизации украинской ГТС дешевле, чем строить газопровод "Южный поток" в обход Украины. Российские официальные лица отмечали, что РФ сохраняет заинтересованность в украинской ГТС, но не откажется от строительства новых газопроводов.
Надежда - на консорциум
Идея консорциума по управлению украинской ГТС муссируется достаточно давно - сначала в формате Украина-РФ, затем в трехстороннем формате с привлечением ЕС. Во время президентства Виктора Ющенко появились договоренности о реализации этого проекта между Киевом и Брюсселем, однако, со временем партнеры признали, что в нем также должна принять участие и Москва. На сегодняшний день газотранспортный консорциум так и остался на бумаге.
Тем не менее, украинские власти не теряют надежды уговорить стороны пойти на создание такого консорциума. При этом Украина хочет получить гарантии того, что Россия в течение определенного периода будет поставлять по украинской ГТС оговоренный объем газа, а ЕС - закупать этот газ.
Громкий шаг
Украинский политолог, руководитель Института глобальных стратегий Вадим Карасев в комментарии РИА Новости отметил важность начала модернизации ГТС, прежде всего для Украины. По его словам, символическая сварка труб, которую сегодня "освятил" украинский премьер-министр, символизирует некий поворот в решении проблемы модернизации украинских газотранспортных путей.
"Как бы ни пыталась Российская Федерация использовать различного рода "обходные" и прямые аргументы в газовом диалоге и торге с Украиной, тем не менее украинская ГТС остается наиболее приемлемым и наиболее важным транзитным маршрутом российского газа в страны Европейского союза, а Украина остается и будет оставаться главным транзитным узлом в транзите энергетических ресурсов РФ, Центральной Азии в Европейский Союз", - сказал Карасев.
По его мнению, сегодняшнее мероприятие вынудит Россию и ЕС действовать более решительно.
"Достаточно важный и решительный шаг сделало украинское руководство, теперь очередь за Европейским союзом, Российской федерацией - помочь Украине сохранить свою важную транзитную, посредническую роль в интересах, как Украины, так и РФ, и ЕС", - подчеркнул Карасев.
По мнению президента Института энергетики и финансов Владимира Фейгина, "громкое" начало модернизации Украиной своей ГТС имеет в основном имиджевое значение.
"Заявление (украинских властей), я думаю, носит во многом имиджевый характер: чтобы показать, что "мы надежный партнер". Но это просто часть обязательств, которые должен выполнять любой ответственный транзитер и транспортировщик", - сказал Фейгин РИА Новости.