17 июля летчики российского Военно‑Морского Флота (ВМФ) отмечают свой профессиональный праздник - День авиации ВМФ России. Праздник был учрежден в соответствии с приказом Главнокомандующего ВМФ Российской Федерации №253 от 15 июля 1996 г. "О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности", а дата была выбрана в связи с тем, что 17 июля (4 июля по ст. ст.) 1916 г. была одержана первая победа российских морских летчиков на отечественных гидросамолетах в воздушном бою над морем.
В этот день четыре гидросамолета М‑9 с авианосного судна "Орлица" Балтийского флота провели воздушный бой над морем для защиты от ударов германских самолетов русской военно‑морской базы на острове Сааремаа. Во время боя два кайзеровских самолета были сбиты, а два других обратились в бегство. Российские летчики вернулись без потерь. Этот день принято считать днем рождения морской авиации российского Военно‑морского флота.
Однако мероприятия и события, связанные с зарождением морской авиации России, происходили задолго до этой даты. С появлением первых боевых самолетов морские специалисты дальновидно определили роль и значение авиации в вооруженной борьбе на море. В 1909 г. капитан Лев Мациевич на заседании Морского технического комитета в докладе "О типе морского аэроплана" изложил идею о возможности использования летательных аппаратов с кораблей. Зарождение морской авиации относится к марту 1910 г., когда французский летчик Анри Фабр совершил первый успешный взлет с воды на гидросамолете, а в августе 1911 г. ‑ первый полет на самолете‑амфибии "Канар". Первый в России поплавковый самолет в феврале 1911 г. построил Яков Гаккель.
Для подъема отечественного морского самолетостроения в 1911‑1913 гг. русским правительством были закуплены самолеты за рубежом. Такие же самолеты в модифицированном виде потом строились на отечественных заводах.
В 1913 г. производство аэропланов, в том числе гидросамолетов, было поставлено на промышленную основу во Франции, Германии, России, Италии и Англии. В России было создано пять авиационных заводов, и в том же 1913 г. было построено уже 270 самолетов.
В 1913‑1914 гг. в России впервые были сформированы авиационные войсковые подразделения, в том числе гидроавиационные станции для морского флота. В тот же период проведены первые полеты русского гидросамолета С‑10 Игоря Сикорского.
Первыми корабельными самолетами стали гидросамолеты, спускаемые подъемным краном на воду для взлета и поднимаемые на корабль с воды после посадки. Это объясняется дешевизной и простотой исполнения такого способа организации полетов на море. В российском флоте впервые в мире еще в 1913 г. было начато переоборудование пароходов в авиатранспорты.
К началу первой мировой войны Россия имела 65 морских военных самолетов.
Русские авиаконструкторы создали несколько типов летающих лодок, которые в первой мировой войне применялись для бомбардировки и обстрела с воздуха объектов военно‑морских баз и портов, кораблей и судов в море и даже для уничтожения самолетов противника в воздухе.
В июле 1917 г. в России было создано Управление морской авиации и воздухоплавания, а в составе ВМФ созданы две воздушные дивизии ‑ на Балтике и на Черном море. После 1917 г. на Балтике формируется воздушная бригада особого назначения. Позднее отряды гидросамолетов появились в составе Волжской, Каспийской и других флотилий. Всего на фронтах гражданской войны сражались 19 морских авиационных отрядов.
В 1930‑е годы летчики морской авиации неоднократно выполняли специальные правительственные задания. Именно из флотских пилотов была скомплектована полярная авиация, осваивавшая Северный морской путь. В 1934 г. она в чрезвычайно трудных условиях спасла членов полярной экспедиции и экипаж парохода "Челюскин". Золотая Звезда Героя Советского Союза за №1 была вручена воспитаннику морской авиации Анатолию Ляпидевскому.
В 1935 г. приказом Наркома обороны морская авиация выводится из состава Воздушного Флота и передается в подчинение начальнику Морских сил.
С образованием в 1937 г. Народного комиссариата Военно‑Морского Флота морская авиация получила название "Военно‑воздушные силы ВМФ", став одним из основных родов сил Военно‑Морского Флота СССР. За короткий период "ВВС ВМФ" значительно выросли и укрепились, и к началу Великой Отечественной войны самолетный парк морской авиации насчитывал около трех тысяч боевых самолетов. В морской авиации появились бомбардировщики, торпедоносцы, истребители и морские разведчики.
В годы Великой Отечественной войны летчики морской авиации отличались бесстрашием, героизмом и высоким летным мастерством. Уже в августе 1941 г. морская авиация нанесла первый удар по Берлину, о чем в приказе Верховного Главнокомандующего было сказано, что она первой проложила путь к Победе.
За годы войны морские летчики совершили более 35 тысяч боевых вылетов, уничтожили в воздухе и на аэродромах более пяти с половиной тысяч самолетов противника. От их ударов фашистская Германия и ее союзники потеряли 407 боевых кораблей и 371 транспорт с войсками и грузами, что составило две трети общих потерь врага от воздействия сил Военно‑морского флота.
В послевоенные годы морские авиаторы продолжали совершенствовать свое боевое мастерство, осваивать новую боевую технику. Именно летчик‑североморец Юрий Гагарин первым проложил человечеству путь к звездам.
В этот период появились новые рода морской авиации ‑ морская ракетоносная и противолодочная, при одновременном совершенствовании разведывательной авиации. Принципиально новым направлением стало появление корабельных штурмовиков вертикального взлета и посадки и постройка авианесущих крейсеров.
Современная морская авиация состоит из стратегической, тактической, палубной и береговой.
Стратегическая и тактическая авиация предназначена для противоборства с группировками надводных кораблей в океане, подводными лодками и транспортами, а также для нанесения бомбовых и ракетных ударов по береговым объектам противника.
Палубная авиация является основной ударной силой авианосных соединений ВМФ.
Вертолеты морской авиации – эффективное средство целеуказания ракетному оружию корабля при уничтожении подводных лодок и отражении атак низколетящих самолетов и противокорабельных ракет противника. Неся на себе ракеты класса "воздух‑поверхность" и другое вооружение, они являются мощным средством огневой поддержки десанта морской пехоты и поражения ракетных и артиллерийских катеров противника.
В рамках продолжающейся реформы вооруженных сил с 1 апреля 2011 г. ударная составляющая авиации Военно‑морского флота России передается в состав Военно‑воздушных сил. До конца 2011 г. ВМФ должен передать из состава морской авиации истребители Су‑27, истребители‑перехватчики МиГ‑31, дальние сверхзвуковые бомбардировщики Ту‑22, а также часть транспортных самолетов.
В составе морской авиации ВМФ останутся противолодочные самолеты Ил‑38, Ту‑142, противолодочные гидросамолеты Бе‑12 и палубная авиация, представленная корабельными истребителями Су‑33 и вертолетами Ка‑27.
В составе ВМФ имеется один тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов", авиакрыло которого в походе может состоять из палубных истребителей Су‑33, учебно‑тренировочных самолетов Су‑25УТГ, а также корабельных многоцелевых вертолетов Ка‑27 и транспортно‑боевых Ка‑29.
Дальнейшее развитие авиации ВМФ идет по пути совершенствования летательных аппаратов, увеличения скорости, дальности и продолжительности полета, его автоматизации, создания средств поиска морских и наземных целей на новых физических принципах, а также разработки высокоточного дальнобойного оружия с мощными боевыми зарядами.
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников