День авиации ВМФ России отмечается по приказу Главкома ВМФ адмирала флота Феликса Громова в память о победе морских летчиков России над немецкими самолетами 4 июля 1916 г. в первом воздушном бою над Балтийским морем.
В этот день четыре гидросамолета М‑9 конструкции Игоря Сикорского поднялись в воздух с авианосного судна "Орлица" Балтийского флота и вступили в бой над морем с четырьмя немецкими самолетами для защиты от ударов германских самолетов русской военно‑морской базы на острове Сааремаа.
В ходе боя, закончившегося полной победой русских морских летчиков, два кайзеровских аэроплана были сбиты, а два обратились в бегство. Эта победа морских летчиков на отечественных гидросамолетах стала точкой отсчета в истории морской авиации российского Военно‑Морского Флота.
В России гидроавиация стала развиваться в 1911 г. с покупок гидросамолетов за границей. К 1913 г. в России было создано пять авиационных заводов и построено 270 самолетов.
В 1913‑1914 гг. в России впервые были сформированы авиационные войсковые подразделения, в том числе гидроавиационные станции для морского флота.
Современная морская авиация состоит из стратегической, тактической, палубной и береговой.
Стратегическая и тактическая авиация предназначена для противоборства с группировками надводных кораблей в океане, подводными лодками и транспортами, а также для нанесения бомбовых и ракетных ударов по береговым объектам противника.
Палубная авиация является основной ударной силой авианосных соединений ВМФ.
Вертолеты морской авиации - эффективное средство целеуказания ракетному оружию корабля при уничтожении подводных лодок и отражении атак низколетящих самолетов и противокорабельных ракет противника. Неся на себе ракеты класса "воздух-поверхность" и другое вооружение, они являются мощным средством огневой поддержки десанта морской пехоты и поражения ракетных и артиллерийских катеров противника.
В рамках продолжающейся реформы вооруженных сил с 1 апреля 2011 г. ударная составляющая авиации Военно-морского флота России передается в состав Военно-воздушных сил. До конца 2011 г. ВМФ должен передать из состава морской авиации истребители Су-27, истребители-перехватчики МиГ-31, дальние сверхзвуковые бомбардировщики Ту-22, а также часть транспортных самолетов.
В составе морской авиации ВМФ останутся противолодочные самолеты Ил-38, Ту-142, противолодочные гидросамолеты Бе-12 и палубная авиация, представленная корабельными истребителями Су-33 и вертолетами Ка-27.
В составе ВМФ имеется один тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов", авиакрыло которого в походе может состоять из палубных истребителей Су-33, учебно-тренировочных самолетов Су-25УТГ, а также корабельных многоцелевых вертолетов Ка-27 и транспортно-боевых Ка-29.
Дальнейшее развитие авиации ВМФ идет по пути совершенствования летательных аппаратов, увеличения скорости, дальности и продолжительности полета, его автоматизации, создания средств поиска морских и наземных целей на новых физических принципах, а также разработки высокоточного дальнобойного оружия с мощными боевыми зарядами.