Среди величественных летних императорских резиденций в пригородах Санкт-Петербурга, есть небольшой скромный дворец, но, по мнению его владельцев, такой "уютный, удобный и милый", что венценосная семья императора Николая I с удовольствием проводила на протяжении многих лет в нем все летние месяцы.
В 1828 году в Берлине Николай I и его супруга Александра Федоровна, урожденная принцесса Фpедеpика-Луиза-Шаpлотта-Вильгельмина, во дворце прусского короля Фридриха Вильгельма III, отца Александры Федоровны, праздновали 30-летие российской императрицы. В разгар юбилейных торжеств Николай I, сославшись на неотложные государственные дела, срочно возвратился в Россию. На самом деле он уехал, чтобы подготовить главный подарок на день рождения супруги. Николай Романов, любящий муж и к тому времени уже отец пятерых детей, в тайне от суженой готовил ей в подарок удивительный дворец, построенный в духе английских загородных коттеджей.
Видимо, провидению было угодно соединить два таких разных и таких романтических персонажа российской и немецкой истории и политики. Истории потому, что оба они были представителями императорских семей, а политике - потому как, по мнению союзников в войнах против Наполеона, этот брак должен был способствовать укреплению русско-германской дружбы.
Первое знакомство будущих супругов произошло в 1814 году, когда младший брат Александра I 17-летним юношей сопровождал императора в поездке по Европе и был представлен 18-летней дочери короля Фридриха Вильгельма III. Любовь вспыхнула с первого взгляда и, к счастью молодых, была взаимной. На следующий год Александр I и прусский король объявили о помолвке принцессы Шарлотты и царевича и великого князя Николая Павловича. Шарлота крестилась в православную веру и была наречена новым именем - Александра Федоровна. Веселая, красивая и грациозная, она привлекала внимание российской богемы. Юный Пушкин в первоначальной редакции "Евгения Онегина" посвятил ей под именем Лалла-Рук (в честь героини романтической поэмы Т.Мура) следующие строки:
И в зале яркой и богатой,
Когда в умолкший тесный круг,
Подобно лилии крылатой,
Колеблясь, входит Лалла-Рук,
И над поникшею толпою
Сияет царственной главою
И тихо вьется и скользит
Звезда - харита средь харит.
Подаренный императрице дворец, за которым прочно закрепилось имя Коттедж, построен по проекту шотландского архитектора Адама Адамовича Менеласа в живописном парке, на краю высокого спускающегося к берегу Финского залива склона в непосредственной близости к Петергофу. Менелас воплотил в строении идею загородного английского дома-коттеджа и декорировал его в готическом стиле, любимом стиле Николая I. Все в нем - ажурная лепка потолков, готические орнаменты на каминах, мебели и коврах, люстры, часы, канделябры - несет элементы готики и хранит образ средневекового замка.
Верхом совершенства можно считать выполненные русскими мастерами орнаментальные детали из чугуна на фасадах здания и резные дубовые коробки окон и дверей. Живописных дел мастера выполнили роспись стен центральной лестницы, круто уходящей вверх. Каждое из десяти помещений первого этажа расписывалось особым колером, даже печи и камины покрыты оригинальной росписью. Мебель в готическом стиле была изготовлена по эскизам Менеласа на фабрике известного петербургского мебельного мастера Генриха Гамбса.
Коттедж стал центральным дворцом огромного дворцово-паркого ансамбля, примыкающего к Петергофскому парку. В честь супруги Николая I он получил официальное название "Собственная ее величества дача "Александрия" и официальный герб в виде венка из белых роз на острие меча. Этот романтический рыцарский герб придумал поэт Василий Жуковский, близкий друг императорской семьи и воспитатель старшего сына Николая I, будущего императора Александра II.
Внешне здание Коттеджа не производит впечатления загородного дворца, скорее выглядит как усадьба, украшенная ажурными решетками и затейливыми оконными переплетами с многочисленными верандами, балконами и террасами. Однако стоит только войти в это здание, как красота его внутренних покоев, оформленных в едином стиле, привлекает пристальное внимание. Остается только удивляться обилию и разнообразию огромного количества милых мелочей, подчиненных одной концепции - созданию образа романтического рыцарского замка.
На первом этаже дворца расположены большая и малая приемные, библиотека, большая гостиная, кабинет Александры Федоровны, столовая и мраморная терраса. В центральной части дворца в световом проеме расположена лестница, взлетающая под самую крышу. На втором этаже расположен кабинет Николая I, жилые комнаты членов царской семьи. Выше, на третьем, находится морской кабинет с замечательным видом на Финский залив и непременной подзорной трубой на столике.
С годами большому семейству стало тесно в готическом дворце, и к совершеннолетию каждый из сыновей получил свою личную летнюю резиденцию: цесаревич Александр - Фермерскую дачу в том же парке, Константин - Стрельнинский дворец, Михаил - усадьбу Михайловка, а Николай - усадьбу Знаменка. Две последние усадьбы находятся на Петергофском шоссе по пути из Северной столицы в Петергоф.
Умер Николай I в 1855 году в возрасте 58 лет. Всего на пять лет пережила его Александра Федоровна. После революции 1917 года Коттедж был превращен в историко-бытовой музей, а по окончании Великой Отечественной удостоился и реставрации. Сегодня Коттедж, пожалуй, единственный музей в пригородах Петербурга, который сохранил свою оригинальную коллекцию на 80%, и то только благодаря тому, что ее успели эвакуировать в тыл. Сейчас в помещениях дворца можно любоваться картинами Кипренского и Айвазовского, произведениями декоративно-прикладного искусства, мебелью XIX века, коллекцией западноевропейского и русского фарфора и цветного стекла XIX века и многим другим, что так полно характеризует вкусы императорской семьи и моду того времени.
С Петергофского шоссе здание Коттеджа не видно, о его присутствии извещает стенд, стоянка для машин и желтое одноэтажное здание верхней караулки. Во времена Николая I парадный въезд во дворец был со стороны Финского залива, с Нижней Петергофской дороги, где и сейчас стоит нижняя караулка. От автомобильной стоянки в сторону Коттеджа, через парк, ведет пешеходная дорожка.
Музей работает с 10 утра до 18 часов вечера. Касса закрывается на час раньше, понедельник выходной, а последний вторник месяца - санитарный день. Добираться до парка лучше всего на маршрутных такси, которые отправляются от станции метро "Автово" - №№224, 300, 424, 424-а или городским автобусом №200. От Балтийского вокзала в сторону Петродворца следует маршрутное такси №404.
Остановиться на ночлег можно в расположенном рядом городе Петродворец. Сделать это по высшему разряду можно в "путевом дворце Новый Петергоф", что рядом с Петергофским шоссе, из окон которого открывается прекрасный вид на Верхний парк и собор Святых Апостолов Петра и Павла. Двухместный стандартный номер обойдется в 6,6 тысячи рублей, включая завтрак и право пользования в утренние часы джакузи, сауной и тренажерным залом.
Несколько дешевле предлагает размещение гостиница "Самсон", обосновавшаяся напротив входа в Верхний сад Петергофа. Она построена на том же месте, где со второй половины XIX века и до пожара 1928 года располагалась одноименная гостиница, в которой когда-то останавливалась известная балерина Матильда Кшесинская, а её ресторан посещали такие ценители русской кухни, как Александр Дюма, Алексей Толстой и Дмитрий Григорович. За двухместный номер со всеми удобствами в высокий сезон с вас попросят почти 4 тысячи рублей.
За уникальную стоит почитать возможность разместиться в отеле "Фрейлинский дом", что расположен в центре Петергофа - рядом с Нижним парком в одном из корпусов, сооруженных еще в 1858 году по проекту архитектора Н.Л. Бенуа и изначально предназначавшихся для размещения придворных. Стоимость одноместного номера в этой гостинице начинается от 1,2 тысячи рублей за ночь.
Сувенирная продукция в виде книг, буклетов и открыток, посвященных Коттеджу, продается в кассе музея. Основной же ассортимент сувениров представлен в соседнем Петергофе. Там же имеется большой выбор заведений общественного питания, начиная от киосков с бутербродами и прохладительными напитками и заканчивая ресторанами с изысканной кухней.
Алексей Хованов, РИА.Туризм