МОСКВА, 15 июл - РИА Новости. Неделя выдалась бурная: продолжали бурлить страсти вокруг театра на Таганке, объявляли голодовку артисты из Саратова, уходил со скандалом в отставку худрук Тихоокеанского оркестра, московский мэр запрещал полунинский "Корабль дураков". Пловучая клоунада оказалась не единственной утратой - мировой балет потерял классика Ролана Пети. Скрашивали картину лишь идущие один за другим международные кинофестивали.
Классика без классика
Классик мировой хореографии Ролан Пети скончался в Париже 10 июля в возрасте 87 лет. В российском балете Пети сыграл если не центральную, то одну из ключевых ролей - его балеты "Кармен", "Коппелия", "Пиковая дама" и другие шли в Большом, Маринке и на прочих сценах. В детстве Пети учился у русских педагогов, а позже, став знаменитым хореографом, ставил спектакли для Михаила Барышникова, Николая Цискаридзе, Майи Плисецкой, Светланы Захаровой, был лично знаком со многими представителями русского балета, учил, наставлял и совершенствовал. Во Франции театр Пети, Марсельский балет, признан национальным хореографическим центром, а все его спектакли объявлены мировым культурным достоянием. Как сказал министр культуры Франции Фредерик Миттеран, вместе с Пети и Морисом Бежаром, скончавшимся в 2007-м, мировой балет лишился двух столпов.
Без Любимова и без репертуара
Драма между Юрием Любимовым и его бывшей труппой разыгрывалась на этой неделе в эпистолярном ключе. Для начала артисты Театра на Таганке постановили, что никогда больше не будут работать со своим экс-руководителем и не хотят его видеть уже ни в роли директора, ни в роли худрука. Не получив достойного ответа, они обратились к властям Москвы с просьбой назначить им временного худрука и предложили на эту роль Валерия Золотухина, который с самого начала конфликта не дает никаких комментариев. Власти Москвы ответили лишь, что до окончания отпуска Любимова - 16 июля - никаких решений принимать не будет. Затем к Юрию Любимову отправилось очередное послание, где действия экс-главы Таганки расценивались как попытка лишить труппу крова и работы. Ответ Любимова пришел из-за границы, а именно из Италии. Юрий Петрович недвусмысленно намекнул, что может запретить играть свои постановки в театре, лишив его таким образом почти всего репертуара. Следующая часть марлезонского балета ожидается в понедельник, именно в этот день власти Москвы должны определится с временным худруком. Хочется верить, что хотя бы это будет сделано не в письме, а вслух.
Фестивали как двигатель экономики
Поначалу о культуре как о двигателе социально-экономического прогресса толковали одни только Гельман с Мильграмом в Перми; теперь эта идея дошла даже до федеральных законопроектов: как стало ясно из понедельничного обсуждения будущего закона о культуре, она поддерживается повсеместно от думского культурного комитета до Общественной палаты. Тем временем многие российские губернии уже приступили к ее реализации. В Иваново устраивают кинофестиваль в честь Тарковского и катают гостей во главе с Рэйфом Файнсом по Волге. В Вологде и Череповце, на 20 миллионов рублей, собранных сообща областью и "Северсталью", устраивают фестиваль европейских кинодебютов VOICES и катают гостей во главе с Клаудией Кардинале по реке Вологде, в надежде, что примеру кинозвезд постепенно начнут следовать и обычные туристы. В Петербурге происходит не фестиваль, а сразу целый кинофорум из дюжины программ, на который идет уже 30 миллионов из городского бюджета. В день закрытия петербургского форума начинается киносмотр в Одессе. В общем, жить стало явно лучше и веселей. Правда, конкретной финансовой пользы пока не случилось - но местные жители и в Иванове, и в Вологде, и в Питере радостно ходят в кино. Тоже неплохой результат.
Дело ясное, что дело темное
История со вступлением творческих союзов в Общероссийский народный фронт неожиданно получила продолжение. Если в начале месяца свое недовольство высказал член Союза архитекторов РФ Евгений Асс, то теперь дело дошло и до Союза композиторов. Художественный руководитель и главный дирижер оркестра Тихоокеанского флота, член движения "Солидарность" Михаил Аркадьев, узнав о том, что его Союз планирует вступить в ОНФ, написал руководству открытое письмо с протестом. Сразу после этого заявления оркестр Тихоокеанского флота отказался продлевать контракт с дирижером. Правда, пресс-секретарь главы правительства Дмитрий Песков поспешил сообщить, что отставка Аркадьева никак не связана с его политическими взглядами, и дирижер был уведомлен о грядущем расторжении контракта еще прежде чем премьер-министр Владимир Путин предложил создать ОНФ. В Союзе композиторов выразили еще более циничное предположение: Аркадьев, "сидя очень далеко во Владивостоке, куда его занесла судьба и где подходит конец его контракту, решил возродить интерес к себе". Так или иначе, на место худрука и главного дирижера в оркестре объявлен конкурс, и подавать заявление на участие в нем может кто угодно, в том числе и сам Аркадьев. Однако он этого делать не собирается.
А дураков нету, повывелись все
На этой неделе мэр Москвы Собянин отменил распоряжение cвоего предшественника Лужкова о создании передвижного театрального комплекса "Корабль дураков" для известного клоуна Славы Полунина, объяснив решение "нецелесообразностью дальнейшей реализации проекта".
Эксперты утверждают, что все дело - в традиционно наплевательском отношении к культуре, которая испокон веков финансировалась у нас по остаточному принципу. Вот было густо в московской казне в 2008 году - и пожаловал Лужков с барского плеча пассажирский теплоход для труппы Полунина, чтобы ходили они по Москве-реке, и где пристанут, городской люд своим лицедейским искусством радовали. Благо и опыт таких уличных представлений уже имелся - в 2003 году артисты взяли в аренду теплоход и в течение месяца ходили со спектаклями по Волге. Принимали странствующих комедиантов на ура.
Финансировать проект собирались из городского бюджета. Это в конечном итоге его и сгубило. В 2009 году макет "Корабля дураков" отправили на престижную международную инвестиционную выставку MIPIM в Каннах, но не для привлечения частных спонсоров, а так, похвалиться. Поскольку проект полунинского центра был бюджетный, иностранные инвесторы повосхищались и ушли. Получилось как в истории про собаку на сене - и сам не ам, и другим не дам. А в дураках, как водится, остались зрители, которым, как детям, посулили праздник, а потом взрослые дяденьки решили, что денежки, пожалуй, можно пустить на более важные дела.
Театральный голод
Известия о сокращении штата на треть в саратовском областном Балашовском драмтеатре вызвали бурную реакцию: работники театра объявили недельную забастовку. Довольно быстро администрация района пошла на компромисс: власти пообещали снизить сокращение до 10%, а художественным руководителем назначить Наталью Дорожинскую. Протестующие решили провести выходные более здоровым образом и голодовку прервали на три дня, пригрозив ее возобновить в случае, если администрация не подготовит официальные бумаги к понедельнику. Государственная инспекция труда, выявившая в ходе проверки множество нарушений в работе руководства театра, приказала разобраться со штатным расписанием, доплатить недостающую зарплату работникам - и сейчас раздумывает, не завести ли дело об административном правонарушении.