Ольга Барыкова, обозреватель РИА Новости.
Чтобы улучшить состояние российских дорог, нужно переложить на автомобилистов затраты на их строительство и эксплуатацию, считают специалисты транспортной экспертной группы по подготовке "Стратегии-2020". Автомобилисты и финансовые аналитики критикуют это предложение и предупреждают: предлагаемые меры раскрутят инфляцию и ударят по малому бизнесу.
Год назад министр финансов Алексей Кудрин пообещал, что в течение ближайших десяти лет российские дороги станут "такими же, как в ведущих странах Европы". Необходимые для этого средства предполагалось получить с помощью дополнительного акциза на бензин, который в течение трех лет (в 2011, 2012 и 2013 годах) будет увеличиваться на один рубль в год (в расчете на литр бензина).
Эксперты и чиновники Минфина считают такие темпы увеличения акциза недостаточными. По их мнению, акцизы на топливо в 2012-2015 годах необходимо повысить на 7-8 рублей.
В будущем они предлагают также ввести налог на километр пробега - по примеру Голландии. "В некоем расчетном налоговом центре обрабатывается запись того, что я фактически проехал за последний месяц, и считаются мои километры", - пояснил РИА Новости суть предложения один из членов экспертной группы "Стратегии-2020", научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. Он подчеркнул, что в рамках такой системы налог может быть дифференцирован по целому ряду признаков, например, по типу транспортного средства или по социальному статусу налогоплательщика.
Другого пути нет?
"Страна сейчас тратит и будет в ближайшие годы тратить около 1,2% ВВП на дорожное хозяйство, но принципиальных изменений в рамках такого масштаба финансирования быть не может. Для того, чтобы были принципиальные перемены к лучшему в дорожном хозяйстве, нам нужно выйти на расходы порядка 3-3,2% ВВП", - говорит Блинкин.
Для того, чтобы выйти на такой уровень финансирования дорожного хозяйства, необходимо поднимать топливный акциз более решительными темпами, чем сейчас, "другого пути нет", - утверждает эксперт, признавая при этом необходимость серьезного контроля за расходованием средств на дорожное хозяйство.
Лидер движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков со своей стороны убежден, что строительство дорог должно финансироваться за счет федерального бюджета. "Любое вложение бюджетных средств в дорожное строительство имеет мультипликативный эффект, то есть любой вложенный рубль возвращается 5-10 рублями прибыли. Поэтому говорить о том, что денег в бюджете на строительство дорог нет, абсолютно неправильно", - сказал Лысаков РИА Новости.
С ним согласен директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. По его мнению, федеральные трассы должны строиться за счет бюджетных средств и развития концессионных механизмов, когда частники строят инфраструктурные объекты, а затем передают их в пользование государству.
Угроза стагнации
Резкое повышение топливного акциза раскрутит инфляцию и поставит под угрозу малый бизнес, уверены аналитики. Вячеслав Лысаков напоминает, что расходы на топливо составляют огромную часть расходов компаний. "Если они [компании] будут нести дополнительную фискальную нагрузку, то конечная цена услуг возрастет и будет переложена на плечи потребителей, - пояснил он. - Любая дополнительная фискальная нагрузка закончится крахом грузоперевозчиков, крахом компаний, крахом малого и среднего бизнеса".
Игорь Николаев, в свою очередь, предупреждает, что повышение инфляции, которое неминуемо последует за увеличением акцизов, может привести к снижению налоговых поступлений в бюджет. "Что такое инфляция в условиях неустойчивого экономического роста? Это дополнительный риск, это мощный стимул для того, чтобы экономика вошла в стадию стагнации и тогда, если это будет стагнирующая экономика, мы гораздо меньше будем получать в бюджет других налогов, потому что налоговые поступления растут, когда экономика растет", - пояснил аналитик.
Если будет отменен транспортный налог, можно будет говорить о повышении акцизов на топливо, однако темпы этого повышения не должны превышать 1,5-2 рубля в год, полагает Николаев.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции