Рейтинг@Mail.ru
Жаворонков: пандусы становятся рядовыми сооружениями - РИА Новости, 14.07.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Жаворонков: пандусы становятся рядовыми сооружениями

Читать ria.ru в
Дзен
О работе над рейтингом «Топ вузов России по доступности зданий для маломобильных групп населения», который подготовило РИА Новости совместно с Российским союзом ректоров и Высшей школой экономики, рассказывает автор его методики, директор Фонда содействия научным исследованиям проблем инвалидности Роман Жаворонков. Беседовала Ирина Зубкова

Трое из каждых двух тысяч россиян пользуются инвалидными колясками. При этом маломобильные группы населения - это не только инвалиды-колясочники, а еще и люди преклонного возраста, которым сложно подниматься по лестнице без поручней,  беременные женщины и  мамы с детскими колясками. О работе над рейтингом  «Топ вузов России по доступности зданий для маломобильных групп населения», который подготовило РИА Новости совместно с Российским союзом ректоров и Высшей школой экономики,  рассказывает автор его  методики,  директор Фонда содействия научным исследованиям проблем инвалидности Роман Жаворонков. Беседовала Ирина Зубкова.

- Роман Николаевич, для кого было предназначено ваше исследование? И, разумеется, рейтинг на его основе?

- Наша аудитория – это и маломобильные граждане, которые хотели бы получить высшее профессиональное образование, и экспертное сообщество, и органы власти, и просто неравнодушные люди в нашей стране.

 - Как собирали информацию?

- Мы составили анкету «Доступность зданий, сооружений и входящих в их состав помещений вуза для маломобильных групп населения» - на основе Строительных норм и правил Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» СНиП 35-01-2001. Российский союз ректоров направил ее 800 российским вузам и их филиалам. Участие в исследовании было добровольным, так что заполненные анкеты мы получили от 157 вузов. Ну а потом – анализировали анкеты и сравнивали сведения в них с реальностью. Обращали внимание на то, как устроен вход в здание, какова ширина лестницы, снабжены ли они поручнями, есть ли пандусы, достаточно ли широкие коридоры, легко ли открываются двери, поместится ли инвалидная коляска в лифт, как устроены туалеты и другие помещения.

 - Какой пандус считается чрезмерно крутым и почему? Какой должна быть ширина дверей, коридоров?

- Пандус не должен иметь наклон более 8 градусов. Иначе инвалид не сможет самостоятельно им воспользоваться, коляску должен будет толкать вверх помощник. При наклоне более 20 градусов пандусом опасно пользоваться даже с помощью другого человека. Ширина дверных проемов должна быть не менее 0,9 метра, ширина коридоров - не менее 2 метров.

 - Что вас особенно удивило в результатах?

- Удивить в этой области меня трудно. Но есть вещи, которым я искренне обрадовался: то, например, что пандусы уверенно входят в число рядовых архитектурных сооружений.

К сожалению, ни в одном из вузов-участников не оказалось лифта, полностью соответствующего требованиям безбарьерной среды. Практически в половине - в 49% - лифт есть, но степень его доступности эксперты оценили меньше чем в 50% от максимально возможного количества баллов. В 51% вузов лифтов нет совсем, хотя лестницы при этом имеются. А вообще - 20% вузов, участвующих в мониторинге, соответствуют требованиям безбарьерной среды на 89-70%. Мне кажется, что такая же ситуация в российских вузах в целом.

 - Много ли людей с ограничениями мобильности получают высшее образование?

- По данным доклада ООН «Россия: на пути к равным возможностям», в настоящее время в среднем по стране в государственных вузах обучается 19-20 тысяч студентов-инвалидов. В основном это люди с небольшими ограничениями здоровья, которые находят возможности приспособиться в окружающей среде. Основная проблема в получении высшего образования касается инвалидов с тяжелыми ограничениями здоровья, которые не могут самостоятельно адаптироваться, им необходимо создать индивидуальные условия. Их среди российских студентов очень и очень мало. Но надо отметить, с каждым годом их число все-таки увеличивается. В среде российских инвалидов с тяжелыми нарушениями есть люди стойкие, сильной воли. Они, несмотря ни на какие трудности, учатся и получают дипломы о высшем образовании.

- Образование - это лишь первый этап. А как быть потом с устройством на работу? Не окажется ли, что человек получил диплом, а потом остается только на стенку его повесить?

- Трудоустройство инвалидов - тема проблемная. Однако в любом случае инвалиду с дипломом о высшем профессиональном образовании устроиться на работу гораздо вероятнее, чем без диплома.

 - Можно ли сказать, что процесс сдвинулся с места?

- В последние годы есть улучшения - после подписания Россией Конвенции ООН о правах инвалидов. В государстве на всех уровнях стали больше внимания уделять проблемам инвалидов, и даже публикация этого рейтинга - показатель. Но интеграция инвалидов в обществе - процесс длительный и сложный. Мы стоим только еще в начале этого трудного пути. Потребуется много усилий и от общества, и от самих инвалидов. Как показывает история развития гражданского общества в других странах, интеграция инвалидов это не сказка, а быль.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала