Трое из каждых двух тысяч россиян пользуются инвалидными колясками. При этом маломобильные группы населения - это не только инвалиды-колясочники, а еще и люди преклонного возраста, которым сложно подниматься по лестнице без поручней, беременные женщины и мамы с детскими колясками. О работе над рейтингом «Топ вузов России по доступности зданий для маломобильных групп населения», который подготовило РИА Новости совместно с Российским союзом ректоров и Высшей школой экономики, рассказывает автор его методики, директор Фонда содействия научным исследованиям проблем инвалидности Роман Жаворонков. Беседовала Ирина Зубкова.
- Роман Николаевич, для кого было предназначено ваше исследование? И, разумеется, рейтинг на его основе?
- Наша аудитория – это и маломобильные граждане, которые хотели бы получить высшее профессиональное образование, и экспертное сообщество, и органы власти, и просто неравнодушные люди в нашей стране.
- Как собирали информацию?
- Мы составили анкету «Доступность зданий, сооружений и входящих в их состав помещений вуза для маломобильных групп населения» - на основе Строительных норм и правил Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» СНиП 35-01-2001. Российский союз ректоров направил ее 800 российским вузам и их филиалам. Участие в исследовании было добровольным, так что заполненные анкеты мы получили от 157 вузов. Ну а потом – анализировали анкеты и сравнивали сведения в них с реальностью. Обращали внимание на то, как устроен вход в здание, какова ширина лестницы, снабжены ли они поручнями, есть ли пандусы, достаточно ли широкие коридоры, легко ли открываются двери, поместится ли инвалидная коляска в лифт, как устроены туалеты и другие помещения.
- Какой пандус считается чрезмерно крутым и почему? Какой должна быть ширина дверей, коридоров?
- Пандус не должен иметь наклон более 8 градусов. Иначе инвалид не сможет самостоятельно им воспользоваться, коляску должен будет толкать вверх помощник. При наклоне более 20 градусов пандусом опасно пользоваться даже с помощью другого человека. Ширина дверных проемов должна быть не менее 0,9 метра, ширина коридоров - не менее 2 метров.
- Что вас особенно удивило в результатах?
- Удивить в этой области меня трудно. Но есть вещи, которым я искренне обрадовался: то, например, что пандусы уверенно входят в число рядовых архитектурных сооружений.
К сожалению, ни в одном из вузов-участников не оказалось лифта, полностью соответствующего требованиям безбарьерной среды. Практически в половине - в 49% - лифт есть, но степень его доступности эксперты оценили меньше чем в 50% от максимально возможного количества баллов. В 51% вузов лифтов нет совсем, хотя лестницы при этом имеются. А вообще - 20% вузов, участвующих в мониторинге, соответствуют требованиям безбарьерной среды на 89-70%. Мне кажется, что такая же ситуация в российских вузах в целом.
- Много ли людей с ограничениями мобильности получают высшее образование?
- По данным доклада ООН «Россия: на пути к равным возможностям», в настоящее время в среднем по стране в государственных вузах обучается 19-20 тысяч студентов-инвалидов. В основном это люди с небольшими ограничениями здоровья, которые находят возможности приспособиться в окружающей среде. Основная проблема в получении высшего образования касается инвалидов с тяжелыми ограничениями здоровья, которые не могут самостоятельно адаптироваться, им необходимо создать индивидуальные условия. Их среди российских студентов очень и очень мало. Но надо отметить, с каждым годом их число все-таки увеличивается. В среде российских инвалидов с тяжелыми нарушениями есть люди стойкие, сильной воли. Они, несмотря ни на какие трудности, учатся и получают дипломы о высшем образовании.
- Образование - это лишь первый этап. А как быть потом с устройством на работу? Не окажется ли, что человек получил диплом, а потом остается только на стенку его повесить?
- Трудоустройство инвалидов - тема проблемная. Однако в любом случае инвалиду с дипломом о высшем профессиональном образовании устроиться на работу гораздо вероятнее, чем без диплома.
- Можно ли сказать, что процесс сдвинулся с места?
- В последние годы есть улучшения - после подписания Россией Конвенции ООН о правах инвалидов. В государстве на всех уровнях стали больше внимания уделять проблемам инвалидов, и даже публикация этого рейтинга - показатель. Но интеграция инвалидов в обществе - процесс длительный и сложный. Мы стоим только еще в начале этого трудного пути. Потребуется много усилий и от общества, и от самих инвалидов. Как показывает история развития гражданского общества в других странах, интеграция инвалидов это не сказка, а быль.