Рейтинг@Mail.ru
Выгрузка реактора аварийной АПЛ прошла в Мурманской области - РИА Новости, 13.07.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Выгрузка реактора аварийной АПЛ прошла в Мурманской области

Читать ria.ru в
Дзен
Реакторный отсек был заполнен специальным консервантом (эпоксидной смолой), забетонирован, а сверху на эту "коробку" было положено около 100 тонн битума. Подготовительные работы перед выемкой реактора велись в течение восьми месяцев. Многие документы по этому проекту утеряны, поэтому в работе специалистам-атомщикам помогали представители конструкторского бюро "Малахит", ОКБМ "Африкантов".

ГРЕМИХА (Мурманская область), 13 июл - РИА Новости. Уникальная операция по выгрузке реактора с жидкометаллическим теплоносителем из реакторного отсека АПЛ прошла на филиале ФГУП "СевРАО" (Мурманская область), передает корреспондент РИА Новости с места события.

Атомная подводная лодка проекта 705 ("Альфа") в 1971 году была признана аварийной после обнаруженных неполадок в энергетической установке. В 80-е годы АПЛ была подготовлена к затоплению, однако утилизирована таким образом не была и хранилась все это время в Сайде-Губе (Мурманская область).

"Проект 705 был опытным, всего было построено семь прочных и легких субмарин с корпусами из титана, большой мощности. Все корабли этого проекта на данный момент утилизированы, кроме одного, над которым мы работаем сейчас. Трудность заключается в том, что практически перед аварией реактор лодки был полностью загружен топливом, там использовался высокообогащенный уран - обогащением более 90%, и расход топлива на момент аварии составлял не более 3%. Таким образом, мы имеем на сегодня 170 килограммов урана в реакторе", - рассказал директор ФГУП "СевРАО" Валерий Пантелеев.

К затоплению лодку подготовили тщательно, отметил он.

Реакторный отсек был заполнен специальным консервантом (эпоксидной смолой), забетонирован, а сверху на эту "коробку" было положено около 100 тонн битума. Подготовительные работы перед выемкой реактора велись в течение восьми месяцев. Многие документы по этому проекту утеряны, поэтому в работе специалистам-атомщикам помогали представители конструкторского бюро "Малахит", ОКБМ "Африкантов".

"Если бы лодку затопили, что через десяток-другой лет вода неминуемо попала бы в реакторную зону и началась бы неконтролируемая цепная реакция - таковы физико-химические свойства данного типа", - сказал Пантелеев.

Общий объем финансирования работ по подготовке, выгрузке и дальнейшей утилизации реактора аварийной лодки составляет 400-500 миллионов рублей. "Полный цикл работ включает в себя выемку реактора, его разбор, герметизацию тепловыделяющих элементов из реактора и дальнейшую транспортировку топлива до Мурманска. Часть работ финансирует Франция", - отметил Пантелеев.

Выгрузка реактора прошла успешно, несмотря на то, что при выемке его из отсека лодки радиационный фон непосредственно рядом с реактором повысился в несколько раз по сравнению с предельно допустимыми значениями. Реактор подняли на мостовом кране и переместили в специальный саркофаг. В этой емкости реактор АПЛ будет находиться около полугода, все это время специалисты будут работать над тем, что максимально безопасно извлечь из ранее загерметизированного блока тепловыделяющие элементы.

Основные работы по выемке реакторов, утилизации, хранению и транспортировке отработавшего ядерного топлива с лодок сегодня ведутся в Губе Андреева, Сайде-Губе и в Гремихе. По словам Пантелеева, старые реакторы от АПЛ еще на протяжении многих сотен лет будут представлять радиационную опасность, поэтому их утилизация является одним из приоритетных направлений в работе "СевРАО" - наравне с восстановлением старой инфраструктуры, оставшейся от военных баз Северного флота и восстановлением экологического баланса в этих местах.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала