Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
Не будет у Большой Европы нормального летнего отдыха. В ЕС в спешном порядке рассматривают вопрос о созыве 15 июля чрезвычайного саммита Евросоюза. Вопрос один - что делать с Грецией и как это делать, чтобы дефолтная инфекция не перекинулась на Италию и Испанию.
Италия и Испания - четвертая и пятая по объемам экономики Евросоюза (3-я и 4-я в Еврозоне). К тому же Италия - третий (после США и Японии) рынок долговых обязательств мира. Финансовое "падение Рима", если случится, может стать ударом по евро, от которого тот вряд ли оправится. Европа и весь финансовый мир могут получить рецидив финансового кризиса 2008 года. Во всяком случае, сейчас раскол еврозоны уже не кажется таким немыслимым, как еще несколько месяцев назад.
Все последние несколько недель, когда министры ЕС или Еврозоны садятся за стол, им подают одно и то же "дефолтное меню". И плюсуют к нему новые блюда. На первое - Греция, на второе - Ирландия, на закуску - Португалия. Теперь сюда угрожают добавить еще Италию и Испанию. Для полного несварения желудка.
До 13 июля финансовый мир ожидал, что министры финансов семнадцати стран зоны евро, которые с начала недели почти постоянно заседали в Брюсселе, ответят на греческий вопрос. Не получилось. Единственная ясность, с которой согласны теперь почти все - дефолта Греции, хотя бы частичного, уже не избежать. Не может страна с долгом в 344 млрд евро (160% от ВВП) разобраться с таким долгом даже с помощью всей Европы. Вопрос в форме, размерах списания долга, в том, кто будет покрывать оставшиеся кредиты, в уровне участия частных банков, стран ЕС и пр.
Пора кончать с американской рейтинговой монополией
Греческую трагедию дополняют Португалия и Ирландия, тоже близкие к конвульсиям. Мировые рейтинговые агентства в последние несколько дней уже понизили их долговые рейтинги до "мусорных".
Кстати сказать, один из самый боевых брюссельских комиссаров (по юстиции), люксембуржка Вивиан Рединг, по этому поводу тут же объявила чуть ли не войну США в области оценки долговых репутаций.
Вивиан Рединг заявила, что с монополией американцев на рейтингование давно надо кончать, создать собственные европейские и азиатские рейтинговые агентства. "Нельзя терпеть ситуацию, при которой картель из трех компаний США решает судьбу целых национальных экономик и граждан целых стран", - говорит комиссар.
Здесь все верно. Только поздно. "Замусоренным" агентствами Moody’s и S&P Португалии и Ирландии (а ранее Греции) это уже никак не поможет. Да и не одни только рейтинги (верные или нет) привели к создавшемуся положению.
Изъяны и конструкционные экономические, и системные финансовые, и законодательные, бюджетная недобросовестность, расточительность, и огромный разрыв в состоянии и развитии экономик главных и периферийных, южных членов ЕС. И Греция, и Ирландия, и Португалия начали путь к нынешнему состоянию не год назад, и не два, и не три. Раньше.
Любые недуги еврогруппы и причины их возникновения, как часто бывает, особенно хорошо видятся со стороны. И тут нельзя не привести диагноз, который поставил всем евробольным большой умница, глава Банка Англии сэр Мервин Кинг. Между прочим, частый критик фискальной политики собственного правительства. Этот диагноз хорош тем, что не нагружает мирян заумными и уже надоевшими бухгалтерскими терминами.
Так вот, сэр Мервин полагает, что никакими займами больных уже не поднять. Поздно. Суть кризиса с суверенной задолженностью в Еврозоне, по нему, не в недостатке ликвидности (собственно денег), а в платежеспособности, вернее, неплатежеспособности. Представьте, скажем, миллиардера, забывшего по дороге в паб (пивную) бумажник и занявшего 20 фунтов у друзей, чтобы их же и угостить. Это вполне платежеспособный человек, хотя и "не ликвидный". А греки, ирландцы и португальцы и, возможно, теперь уже итальянцы и испанцы, похожи на франта, у которого весь дом забит неоплаченными счетами и который при этом еще и занимает у приятелей, чтобы перед ними же пофорсить щедростью. Северным приятелям (Германии, Франции, Австрии, Голландии, Финляндии), надо бы не давать периферийным расточителям деньги на новую "выпивку" для всех, а скинуться и покрыть их долги, уверен Кинг. Тут, конечно, дисциплинированным придется платить за чужое веселье, но ничего уже не поделаешь. В этом как раз и состоит европейская солидарность.
Это, конечно, дороговато, но не настолько, чтобы потопить евро. Кстати, к этому давно уже призывали многие европейские экономисты. В ЕС, в принципе, это все понимают. Только никому не хочется платить. А платить одним придется больше (Германии или Франции), а другим меньше. А платить - это значит, на самом деле, брать деньги из карманов налогоплательщиков. Такие вещи чреваты неизбежной "смертью" на выборах. Но заплатить придется, чтобы спасти Еврозону и евро от крушения. Они обойдутся гораздо дороже, чем банкротства "южной еврозоны".
Деньги на Грецию, Ирландию и Португалию собрать еще можно. Когда или если болезнь перекинется на Италию и Испанию, это станет немыслимым. Экономики такого масштаба не подпереть никакими займами. Придется перестраивать весь "евродом".
Придется менять или пересматривать и дополнять Маастрихтский договор 1992 года (который ввел евро). Придется признать, что "валютный клей" европейской интеграции был плохо замешан. И никакому единению он не помогает. Надо будет признавать столько ошибок и вносить столько корректив, что легче начать все заново.
Вперед в XIX век?
Говорят, что Европе теперь все же придется разработать какие-то нормы хотя бы временного выхода стран-участниц из Еврозоны. До сих пор такого никакими законами не предусмотрено: вход у зоны есть, а выхода нет. Греция могла бы с трудом, но выбраться сама из кризиса, если бы имела возможность вернуть свою драхму, девальвировать ее, сократить долги, но улучшить при этом условия для экспорта и поднять экономику. Но она лишена такого права по законам ЕС. И все другие лишены.
Еще одна диагностическая школа в Европе утверждает, что итогом всех нынешних неурядиц с евро и его носителями будет пересмотр самих масштабов участия правительств в обеспечении социальных нужд общества в целом.
Тенденции уже четко просматриватся за почти поголовным началом пересмотра и постепенного поднятия в Европе потолка пенсионного возраста. Один из современных экономических гуру Европы, профессор Вито Танзи, который 20 лет был финансовым директором МВФ, уверен, что европейцам надо сокращать участие государства в социальных программах. В своей последней книге по проблеме он напоминает, что в начале прошлого века на оплату того, что делали кабинеты, уходило примерно 10-15% ВВП (в основном военные расходы, немного социальных выплат, немного коммунальных забот). Теперь в развитых странах эта доля поднялась в некоторых случаях до 55%. Профессор Танзи уверен, что оптимальное соотношение, конечно, не 10-15%, но примерно 30-35%. Остальное будет покрывать частный бизнес.
Не хотелось бы, конечно, назад к началу прошлого века. Но раз уж такие правительства...
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции