Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
В Америке снова большое бюджетное и долговое обострение. У Обамы не получилось уговорить республиканцев, держащих большинство в конгрессе, увеличить потолок госдолга США. Не вышло это позавчера, не получилось сегодня, скорее всего, не получится и завтра. В Белом доме каждый день с 10 июля идут консультации по увеличению предельной разрешенной планки госдолга. Ее надо поднять с нынешних $14,3 трлн на несколько сот миллиардов, иначе ко 2 августа у казначейства кончатся деньги.
Это что, опять будет кризис?
Американцы занимаются "потолковыми" реконструкциями регулярно. С 1993-го США приближались к дефолту и избегали его 16 раз, а в 1995-м правительство даже прекратило работать примерно на неделю. И раньше весь мир смотрел на это скорее как на казус. В этом году за пределами Америки непрописанный американский бюджетный спектакль воспринимается с нарастающим раздражением.
Уже не те времена, и не те суммы госдолга и дефицита, чтобы их можно было потреблять как "американскую комедию". Да еще после спровоцированного Америкой же жестокого финансового кризиса 2008-го. Да еще на фоне полуобморочного финансового состояния Греции, Ирландии, Португалии, близких к этому Испании и Италии и явно предкризисному состоянию евро.
Министерство финансов США пока не объявило, как и кому именно оно "перекроет клапан" в крайнем случае: министрам, чиновникам, конгрессменам и сенаторам, Пентагону, разведке, учителям, транспортникам, налоговому ведомству, НАСА, музеям или уборщикам.
Собственно, это мало кого в Европе волнует.
Главная проблема не в зарплатах конкретных служб, а в платежеспособности США. Никто не говорит сейчас о том, что Америка сразу объявит дефолт. Это до сих пор самая надежная для кредиторов страна.
Беда в другом. А именно – в том, что:
а) государственный долг продолжает пухнуть (на самом деле он превысил потолок в $14,3 трлн уже в мае);
б) федеральное правительство слишком часто и слишком близко стало подходить к грани неспособности погашать проценты по долгам;
в) из-за американской долговой неопределенности и потрясений в Европе проценты по займам растут на всех финансовых рынках;
г)растут расходы на кредитное страхование;
д) фондовые рынки уже нервничают.
Сложить все эти факторы вместе – получится нехорошая горючая смесь для разжигания нового финансового кризиса. Начаться он может с небольших рыночных конвульсий, а потом все пойдет по нарастающей.
О степени европейского раздражения можно судить по одному – весьма показательному – комментарию.
Британский The Economist, гуру свободного рынка, свободной торговли и здорового консерватизма, называет позицию Обамы компромиссной и разумной, а все претензии республиканцев к бюджетным предложениям президента-демократа – политизированными "играми, где на карту поставлено доброе имя страны". И еще – "позором" и абсурдом для республиканской партии, которая выступает за сокращение госрасходов.
Без осложнений выздоровления не будет
В Белом доме, в европейском понимании, разворачивается не трагедия, а фарс. Это примерно то же самое, как взять весь финансовый и экономический мир в заложники и заставить смотреть многоактный американский спектакль, который уже вызывает только оторопь и недоумение.
То, что республиканцам не хочется спасать Обаму в преддверии президентских выборов 2012-го – понятно. Непонятно, почему надо держать в напряжении весь остальной мир.
Тем более, что у мира – очень много государственных казначейских облигаций США (US Treasuries), которые и являются основным инструментом финансирования государственного долга. По состоянию на апрель 2011 года основными держателями US Treasuries являлись материковый Китай (на сумму 1,15 триллиона долларов), Япония (906,9 миллиарда долларов) и Великобритания (333 миллиарда долларов). В распоряжении финансовых властей России находились US Treasuries на сумму в 125,4 миллиарда долларов.
Американские долги до сих пор считаются самыми надежными в мире. На рынках долговых бумаг американские казначейские обязательства почти так же ликвидны, как доллар. Пока.
Рейтинговое агентство Moody’s уже намекнуло, что если США задержат выплаты по долговым обязательствам, то им лучше приготовиться к некоторому изменению статуса. Как сказал представитель Moody’s Стивен Хесс, если вы запаздываете с выплатами по процентам один раз, то это может повториться. А это, подчеркивает Хесс, уже автоматически выводит страну из высшей категории.
Надежда на то, что все «рассосется» ко 2-му августа, все же есть. И мир, конечно, надеется, что из-за океана пока не поднимается кошмар новой колоссальной Греции. Но чем дольше продолжается такое положение, тем ближе становится риск того, что долговые проблемы Америки вызовут цепную реакцию - и тогда уже тучи нового кризиса вполне реально замаячат на горизонте. Причем в каких размерах.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции