МОСКВА, 13 июл - РИА Новости. Химическая кастрация педофилов является ожидаемой и полезной мерой, однако несет угрозу ожесточения преступников, убийства ими своих жертв, а также нуждается в дополнительных профилактических мерах, сообщили в среду агентству РАПСИ известные российские юристы.
Президент России Дмитрий Медведев внес в Госдуму поправки в Уголовный кодекс (УК) РФ и другие законодательные акты, ужесточающие ответственность за преступления сексуального характера в отношении несовершеннолетних и предусматривающие введение химической кастрации. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что он направлен на "повышение эффективности противодействия поражающим свой жестокостью преступлениям" против половой неприкосновенности детей. В частности, предусмотрен запрет на условное освобождение и отсрочки отбывания наказания. В отношении лиц, ранее судимых за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, предлагается усилить меры наказания вплоть до пожизненного лишения свободы.
Законопроект также устанавливает особый порядок применения принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних - по решению суда, принятому с учетом заключения обязательной психиатрической экспертизы. В отношении иных лиц, совершивших преступление против половой свободы и неприкосновенности личности, предлагается установить добровольный порядок применения комплекса медицинского мер. Такой комплекс могут включать в себя применение профилактических медикаментозных средств, в том числе химическую кастрацию.
Представитель правительства РФ в высших судебных инстанциях Михаил Барщевский сообщил агентству РАПСИ, что поддерживает меры, предлагаемые в законопроекте, однако считает необходимым ввести принудительную химическую кастрацию, а не добровольную, как в нынешнем варианте законопроекта. Юрист также отметил необходимость применения дополнительных мер к вышедшим на свободу педофилам, а именно: ограничение их передвижения вблизи детских образовательных учреждений, предупреждение граждан о проживании в их районе имеющего судимость за педофилию, составление открытой базы данных всех уличенных в насилиях над детьми.
В свою очередь адвокат Нина Еременко заявила РАПСИ, что удовлетворена близостью воплощения обсуждавшегося в обществе проекта в законодательном акте. "Решение принято на самом высоком уровне, мы удовлетворены тем, что этот проект обрел конкретную форму", - сказала она.
По мнению Еременко, на следующем важном этапе по борьбе с педофилией общество должно будет осознать произошедшие изменения в законодательстве и обращать большее внимание на проблему сексуальных насилий над детьми. "Пропагандистский эффект от поправок в закон очень важен, но в то же время, это не исключит самих преступлений. Никогда еще тяжесть наказания не исключала сами преступные деяния", - пояснила адвокат.
Еременко высказала опасения, что вследствие ужесточения закона угроза, исходящая от педофилов, может возрасти. "Как правило, преступники отвечают на ужесточение наказания изощренными методами, большей жестокостью", - сказало она.
Педофилы из желания скрыть следы преступлений могут совершать убийства жертвы насилий или запугивать их, считает Еременко. "Острота проблемы предполагает усиление иных мер борьбы: необходимо внимание родителей, педагогического сообщества, - мы не можем успокоиться", - убеждена адвокат.
Вместе с тем, Еременко уверена, что угроза негативных побочных эффектов ужесточения наказания для педофилов не противоречит утверждению о пользе президентских поправок. "Эти меры непростые, но необходимые", - заключила Еременко.
"Необходимым условием действенности принятых мер по химической кастрации педофилов является готовность системы исполнения наказаний к еe реализации", - продолжает адвокат Еременко.
К этому, по ее мнению, должны быть готовы, в том числе, "медицинские кадры учреждений исполнения наказаний".
В настоящее время к организации медицинской помощи в местах лишения свободы постоянно высказываются самые серьезные претензии, напоминает адвокат. "Последние примеры, в том числе с Сергеем Магнитским, говорят о многом" - поясняет собеседница агентства.
"Следует иметь в виду, что только при четкой организации, учете, наличии соответствующих медицинских препаратов, а также невозможности любыми способами уйти от их очередного применения, подобная мера даст реальные результаты", - делает вывод Еременко.
Адвокат Леонид Ольшанский высказал сомнения в том, что педофилы пойдут по пути совершения более тяжких преступлений, но подчеркнул, что "педофил - не до конца нормальный человек и его поступки прогнозировать очень сложно". По мнению Ольшанского, президентские поправки направлены на решение главной задачи - длительной изоляции педофила от общества. "В этом смысле ни прибавить, ни убавить от них ничего нельзя", - сказал Ольшанский.
Адвокат также подчеркнул важность дифференциации наказаний за уголовные преступления, на которую направлены президентские инициативы. "Мы видим, что в отношении педофилов наказание ужесточается, а за экономические преступления запрещено брать под стражу до суда, одновременно отменен нижний предел по многим статьям - это верное направление", - заявил Ольшанский.