Рейтинг@Mail.ru
Экстрадиция революционера - РИА Новости, 13.07.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Экстрадиция революционера

Читать ria.ru в
Дзен

Основатель сайта "Викиликс" Джулиан Ассанж оспаривает в лондонском суде решение о своей экстрадиции в Швецию, где против него выдвинуты обвинения в изнасилованиях, базирующиеся на показаниях двух бывших соратниц интернет-революционера. А в Германии экс-соратник Даниэль Домшайт-Берг издал про Ассанжа разоблачительную книгу "Викиликс" изнутри". Что это - предательство друзей или заслуженное наказание современному Робеспьеру от киберпространства?

Ответить на этот вопрос однозначно нельзя. Да, обвинения в адрес всемирно известного разоблачителя со стороны двух бывших подруг, которые не скрывают, что и до "изнасилований" имели с Ассанжем интимные отношения на вполне добровольной основе, большого сочувствия не вызывают. Одна из пострадавших жалуется на то, что Ассанж занялся с ней небезопасным сексом, когда та спала. Оказывается, в феминистской Швеции такого рода преступные деяния называются "сексом исподтишка" и подпадают под определение изнасилования. А в Великобритании - нет, и именно на эту разницу в законодательствах и упирают адвокаты Ассанжа в Англии, где он сейчас живет с электронным браслетом и обязательством не менять определенный ему адрес.

Правда, уже в первый день процесса другой адвокат основателя "Викиликс", шведский, пессимистично высказался насчет перспектив своего клиента в лондонском Высоком суде: "Шансы, что судьи примут решение в пользу моего клиента, малы", - признал Бьорн Хуртиг. Впрочем, самое нежелательное для Ассанжа развитие событий - это не просто экстрадиция в Швецию, а согласие Стокгольма депортировать его по американскому запросу в США. Там его обвиняют в куда более серьезных вещах: за опубликование секретных документов дипломатической службы Соединенных Штатов Ассанжу может грозить самое суровое наказание, вплоть до смертной казни.

Жестокий мученик

Так что же, Джулиан Ассанж - мученик? Опять нет: он - революционер. Подобно некоторым персонажам российской истории, в интересах своей революции он бывал элементарно жесток. Ради всеобщей свободы и всеобщего достоинства он порой разрушал и свободу, и достоинство отдельного человека. Просто если наши революционеры для строительства лучшего мира использовали пулеметы, то Ассанж применял самое современное и разрушительное оружие сегодняшнего дня - информационные технологии.

Теперь, благодаря книге работавшего в "Викиликс" с 2007 года Домштайт-Берга, мы узнали эту сторону личности Ассанжа во всех подробностях. Публикуемые "Викиликс" документы не только вскрывали тайные методы, скажем, американской администрации в Ираке, они ставили под удар и негласных американских агентов в этой стране, чьи личности можно было вычислить по публикуемым документам. Информация дала Ассанжу власть - и он вдруг стал не менее закрытым и беспощадным, чем критикуемые им правители. Вот как пишет об этом Домшайт-Берг:

"За время, проведенное в "Викиликс", я воочию убедился, что обладание властью и конспиративный дух постепенно развращают человека. Большую часть нашей команды на протяжении нескольких месяцев очень беспокоило направление развития "Викиликс", и в конечном итоге в сентябре 2010 года мы вышли из проекта. Я был убежден, что моя дипломатичная и крайне сдержанная публичная критика поможет пересмотреть и осмыслить власть "Викиликс", а следовательно - власть одного конкретного человека, как это произошло бы с любой другой организацией".

Тем не менее, несмотря на критику Домшайт-Берга, борьбу за общественное мнение Ассанж пока выигрывает: даже некоторые американские феминистские организации, обычно суровые к подозреваемым в изнасилованиях мужчинам, высказались в его поддержку. А опрос, проведенный в 24 странах мира социологической службой Ipsos, выявил, что 79% населения этих стран не считают Ассанжа преступником. Очевидно, такое народное доверие связано с тем, что Ассанж, несмотря на диктаторские замашки, - очень свой, очень "нашенский" революционер для жителя Земли XXI века. За свою не такую уж долгую жизнь Ассанж столкнулся со многими проблемами, отравляющими жизнь современного homo sapiens.

Как закалялась сталь

Как и значительная доля современных детей, Ассанж в 1970-е годы рос в неполной семье. Мать, нонконформистка 1960-х, поссорилась с отцом еще до рождения Джулиана и потом таскала мальчика по всей Австралии, скрываясь от второго мужа, члена тоталитарной секты. Мальчик переходил из школы в школу; оказавшись без особого родительского присмотра, он занимался самообразованием дома, читая книги из библиотек. Потом появился компьютер, заменивший Джулиану книги.

Обладавший привлекательной внешностью и врожденным умением подвигать влюблявшихся в него женщин на жертвы во имя себя, любимого, Джулиан уже в 18 лет женится - на шестнадцатилетней. От этой связи быстро рождается сын, но юные родители тотчас же ссорятся и начинают судебную тяжбу за отпрыска.

Проигрывая, Ассанж испытывает дикую ненависть к социальным службам Австралии, с которыми ему приходится иметь дело во время процесса. Все эти гаденькие клерки, отнявшие у него столько времени, а в итоге так и оставившие ребенка у матери! И тогда в мозгу Ассанжа впервые возникает прообраз "Викиликс". Он уговаривает таких же, как он, жертв австралийского собеса присылать ему всю информацию об увиденных ими чиновничьих головотяпствах. Все - на условиях строжайшей анонимности, для последующей публикации.

Через короткое время Ассанж договорился с бывшей супругой и оставил собес в покое - он почувствовал, что ребенок его, в общем-то, не очень интересует. Зато мысль о создании ассоциации "рассерженных пользователей" государственных служб, с последующим выкладыванием на суд общественности грязных делишек всесильных бюрократов, - эта мысль крепко засела у него в голове.

В студенческом возрасте Ассанж попробовал себя в математической физике, но потом понял, что в современном мире наукой особо сыт не будешь, да и власти она не дает. Времена всесильного инженера Гарина ушли безвозвратно. Зато Ассанжа увлекла та отрасль компьютерного программирования, что связана с хранением и защитой секретных данных. Вот где деньги, вот где власть! Он получает соответствующее образование и создает собственную фирму, предоставлявшую услуги доступа к интернету. В 2006 году он пишет эссе "Заговор как метод правления" - собственную революционную "библию", по взрывной силе, как считают многие, не уступающую "Капиталу" Маркса или "Государству и революции" Ленина.

Возмущенные инсайдеры

На основе изложенных в этом эссе идей Ассанж создает сайт "возмущенных инсайдеров" - людей, знающих о безобразиях в структурах, где они работают, но не решающихся придать эти безобразия гласности из-за страха репрессий. Здесь Ассанж правильно нащупал одну из болезненных точек современности - закрытые и тоталитарные "менеджерские структуры", расчеловечивающие своих сотрудников через весьма сомнительные с точки зрения закона "кодексы поведения". Ассанж поставил себе цель взломать эти структуры, включая госдепартамент, Пентагон и президентские администрации коррумпированных стран третьего мира, а добытую информацию предоставить общественности. Это был революционный план.

"В истории бывали случаи, когда внезапное раскрытие правды народным массам вызывало огромные политические и социальные потрясения, - поделился Ассанж своей тактикой с французской "Монд". - А в век интернета любой текст или любая картинка могут быть показаны всему миру в любую секунду, да еще и при минимальных затратах".

Чувствуете стиль? Французские и русские революционеры, якобинцы или большевики, не могли и мечтать о таких возможностях, которые сейчас предоставляет интернет практически любому человеку - разместить можно и информацию, и любые байки, да еще и сопроводив их фотографиями, видео и отрывками из секретной переписки.

В 2007-2010 годах Ассанж создает свою собственную "революционную партию". Он ездит из страны в страну - особенно часто посещает Швецию, Исландию, Нидерланды, где либеральное законодательство в области интернета давало максимальные возможности для его плана. Здесь проявляется еще один его талант - собирать вокруг себя молодых, преданных ему и делу людей. В каждой стране - соратники, особенно много женщин - помощниц и любовниц, готовых на все ради своего революционного кумира. В 2010 году, с раскрытием американских документов об Ираке и Афганистане, "Викиликс" достигает пика популярности.

Сопротивление материала

И что же в итоге?.. Увы, немного. Как и французская, как и русская революция, идея Ассанжа столкнулась с несовершенством "человеческого материала". Ну и что из того, что оказались опубликованы, скажем, данные о роскошном стиле жизни супруги азербайджанского президента Алиева? Что из этого, если азербайджанцев это не возмущает? Или возмущает - но на кухне, а не на площадях?

Не изменив главного реформатора - народ, - невозможно проводить настоящие гуманные реформы. Владеющий одним только английским языком и вообще не очень интересующийся межкультурными различиями Ассанж, похоже, некритично экстраполировал традиции австралийской или британской политической жизни на совсем другие страны.

Что же касается недавних арабских революций, то Ассанж сам признал, что роль в них интернета преувеличена. Все опять упирается в качество человека, а не в технику - тот же "Фейсбук" или мобильную телефонию можно использовать и для слежки за врагами режима.

Появились трещины и в стане самих революционеров. После взрывных разоблачений 2007-2010 годов "орден меченосцев" Ассанжа столкнулся с тем же расколом, что и РСДРП в начале XX века. Появились свои меньшевики - соглашатели, верящие в "буржуазную законность", которая, мол, сама способна исправить все вскрытые "Викиликс" перегибы. Главный такой соглашатель-меньшевик - это как раз Даниэль Домшайт-Берг, автор вышеупомянутой книги воспоминаний об Ассанже, основавший после разрыва с патроном собственную сеть OpenLeaks. Этакий Мартов или Каутский XXI века.

Так вот, Домшайт-Берг рекомендует Ассанжу сдаться шведскому правосудию: ведь Швеция - демократическая страна, ее суд не зависит от США. Увы, те же опубликованные "Викиликс" документы свидетельствуют, что дело обстоит не столь благостно.

И если кто-то и способен помочь Ассанжу, то это не суд, а миллионы сторонников по всему миру, протесты которых могут смягчить участь интернет-революционера (как совсем недавно вынудили американские власти улучшить условия содержания в тюрьме главного информатора Ассанжа - Бредли Мэннинга). Правдоискатели объединяются - в борьбе не столько за смертного, слабого и даже порой жестокого человека по имени Джулиан Ассанж, сколько за открытость общества, за свою свободу и право знать.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала