Рейтинг@Mail.ru
Тестировать школьников на наркотики нужно избирательно - эксперт - РИА Новости, 13.07.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Тестировать школьников на наркотики нужно избирательно - эксперт

© Предоставил Александр СавицкийЧлен рабочей группы при Общественной палате РФ по реорганизации наркологии в России, практикующий специалист московского реабилитационного центра «Вершина» Александр Савицкий
Член рабочей группы при Общественной палате РФ по реорганизации наркологии в России, практикующий специалист московского реабилитационного центра «Вершина» Александр Савицкий
Читать ria.ru в
В последнее время российское общество активно обсуждает тестирование школьников и студентов на наркотики, регламентировать которое руководство страны намерено до сентября. О минусах введения всеобщего тестирования на наркотики, проблемах реабилитации наркозависимых подростков в России и западном опыте в этой сфере в интервью РИА Новости рассказал член рабочей группы при Общественной палате РФ по реорганизации наркологии в России, практикующий специалист московского реабилитационного центра "Вершина" Александр Савицкий.

КУРСК, 13 июл – РИА Новости, Наталия Губарева. В последнее время российское общество активно обсуждает тестирование школьников и студентов на наркотики, регламентировать которое руководство страны намерено до сентября. Согласно опросам общественного мнения, более 70% россиян одобряют инициативу власти. О минусах введения всеобщего тестирования на наркотики, проблемах реабилитации наркозависимых подростков в России и западном опыте в этой сфере в интервью РИА Новости рассказал член рабочей группы при Общественной палате РФ по реорганизации наркологии в России, практикующий  специалист московского реабилитационного центра "Вершина" Александр Савицкий.

- Александр, судя по социологическим опросам, большинство россиян восприняло идею тестирования на наркотики положительно. Как Вы оцениваете эту инициативу?

- Меня радует, что государство, наконец, обратило внимание на проблему наркомании. Очень здорово, что собираются создавать реабилитационные центры, причем, судя по заявлениям властей, поддержку получат самые эффективные из действующих в России организаций. Это мировой опыт формирования системы реабилитации химически зависимых людей, и хорошо, что мы его восприняли. Но к обязательному тестированию школьников я отношусь отрицательно. Тестировать подростков, на мой взгляд, нужно, но избирательно.

- Почему?

- По целому ряду причин. Во-первых, в рамках дискуссии о тестировании я постоянно слышу, что если школьники и студенты будут знать, что их проверят, они испугаются и не будут употреблять наркотики. Если мы придерживаемся цивилизованного подхода понимания химической зависимости, согласно которому это не слабая воля, не грех, не блажь, а заболевание, то говорить, что наркоман бросит употреблять, зная о тестировании – все равно, что уповать, будто больной сахарным диабетом перестанет есть сахар, если его протестируют на сахарный диабет.

Во-вторых, нужно понимать психологию подростка. Каждый из них считает, что он умнее всех взрослых вместе взятых, бессмертен и его "пронесет". Пробуя наркотики, он вообще может не думать о тестах или надеяться, что мама с папой в случае чего заплатят кому надо. Поэтому вводить тестирование как средство устрашения, на мой взгляд, абсолютно бессмысленно.

В-третьих, есть чисто технические моменты: любой опытный реабилитолог знает, что  тесты на наркотики часто дают ложноположительные результаты, включая и случаи употребления любых продуктов с маком. То есть каждый подросток, которого мама  покормила булочкой, может попасть под подозрение. Поэтому результаты тестов ни в коем случае не должны повлечь за собой постановку диагноза. Молодых людей с положительным результатом нужно обязательно отправлять на анализ крови.

- Александр, Вы, как отец двоих детей, дали бы согласие на тестирование своего ребенка?

- Нет. Я бы, как родитель, в первую очередь спросил: "Хорошо, а чем вы сможете помочь моему ребенку, если выявите у него наркоманию?". Сегодня я знаю, что помочь не смогут ничем. Сторонники тестирования надеются, что они сообщат о зависимости школьника семье, а родители уже разберутся. Это, конечно, с точки зрения специалистов опять же полная ерунда. В нормальной семье химически зависимые люди не появляются.

Наркомания и алкоголизм – это системные семейные заболевания. Возможно, у самих родителей есть проблемы с алкоголем и наркотиками. Либо они живут на работе и просто откупаются от ребенка дорогими подарками. За 11 лет работы в системе реабилитации я видел пациентов из разных слоев населения. Но в каждой семье была проблема, из-за которой подросток употреблял наркотики.

Вторая причина - любое тестирование подразумевает комплекс услуг: дотестовую консультацию, тестирование и послетестовое консультирование. Сомневаюсь, что все эти этапы будут присутствовать в школьном тестировании. У нас в стране к алкоголизму и наркомании отношение по большей части обывательское. И специалисты, которые никогда не сталкивались с этим заболеванием, будут рассматривать химическую зависимость ребенка как порок. Соответственно, все подростки, у которых обнаружатся проблемы с наркотиками, подвергнутся стигме и дискриминации.

Лечение же сегодня дети получить не смогут, потому что в России отсутствует система реабилитации подростков, ею занимаются лишь в нескольких центрах Москвы и Подмосковья. При этом в нашей стране, как говорят эксперты, уже около 2,5 миллионов наркоманов. Государство не знает, что делать с этими людьми, потому что системы реабилитации и эффективной профилактики химических зависимостей пока не сформированы.

Всеобщее тестирование в этих условиях, на мой взгляд, – пустая трата государственных денег, которые лучше потратить на обучение специалистов и открытие реабилитационных центров. Тестировать нужно, бесспорно. Но именно тех детей, у которых явно проблемное поведение.

- Кто его должен обнаружить – учителя?

- Нет. Сама затея со всеобщим тестированием, на мой взгляд, связана с тем, что в наших школах нет специалистов, разбирающихся в природе химических зависимостей. В странах, где развита система помощи наркозависимым, в любом учреждении для подростков есть обученные люди, которым для определения наркомана не нужны никакие тест-системы. Они выявляют их по поведению: пропуски, неуспеваемость и так далее.

- А потом?

- А потом работают с ними. Я изучал опыт Скандинавии, Польши, Израиля. В Израиле система реабилитации работает, как часы. В каждом муниципалитете есть место, где люди работают с трудными подростками, в том числе употребляющими химические вещества. Плюс к этому существует несколько хороших больших реабилитационных центров на 400 человек, где пациенты разделены на несколько возрастных групп: от 10 до 14 лет, от 15 до 18 и взрослые. Каждая группа реабилитируется по своей программе. Реабилитация и психотерапия подростков проходят преимущественно в игровой форме. Например, за настольным теннисом. Таким образом, лечение проходит незаметно для самого школьника.

- Если бы Вы сегодня создавали систему детской наркологии в стране, с чего бы Вы начали?

- Я бы начал с подготовки кадров, с введения в вузах программ для обучения аддиктологов (специалистов по химическим зависимостям), с направлений специалистов на стажировки в западные страны, где система реабилитации дает хорошие результаты. Следующий шаг - открытие ребцентров для людей, у которых уже есть проблемы. Нужно помочь сначала детям, которые уже погибают, а потом заняться выявлением новых наркоманов.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала