Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, более известный как храм Василия Блаженного, 12 июля отмечает 450-летие. В этот день в 1561 году было завершено строительство собора.
Центральная церковь Покровского собора освящена в честь праздника Покрова Богоматери, который совпал с началом удачного штурма Казани войсками Ивана IV Грозного 1 октября 1552 года.
Высота церкви – 47,5 метров. Чтобы соорудить такую высокую и прочную башню, архитекторы использовали конструкцию под названием "восьмерик на четверике".
"От пола выстроены четыре стены в виде правильного четырехгранника. В архитектуре это называется "четверик". Во втором ярусе уже восемь стен. Это - "восьмерик", стоящий на "четверике" - объясняет термин экскурсовод Елена Мокраусова.
В верхних ярусах "восьмерика" в конце 50-х годов XX века реставраторы обнаружили так называемую "храмозданную летопись" XVI века – фрагменты фресковой надписи, которую оставили зодчие для потомков. Из этих надписей реставраторы узнали, что Покровский собор освятили в день Петра и Павла – 12 июля 1561 года. Так стала известна дата окончания строительства собора.
Первоначальный иконостас в этой церкви не сохранился. Он был продан и впоследствии сгорел в пожаре. В 1769 году в церковь Покрова Богоматери перенесли новый иконостас, который происходит из собора черниговских чудотворцев Московского кремля.
"Изменилась мода. А это типично барочный иконостас, нарядно украшенный. Он называется "каркасный" или "рамочный", то есть иконы вставлены в нарядные богато украшенные рамы", - поясняет Мокраусова.
Иконы датированы XVIII веком. Восьмиугольные, в нижнем местном ряду, представляют собой сцены из жития московских блаженных Василия и Иоанна. Вершина иконостаса, а также иконы местного ряда украшены необычным декором в виде красных язычков пламени.
В интерьере церкви можно увидеть фрагменты уникальной росписи стен XVI-XIX веков. В процессе реставрации художники восстановили первоначальный облик и частично сохранили элементы более поздней росписи стен. Под слоями масляной живописи 1880-х годов обнаружены орнаментальные мотивы и фрагменты росписи под кирпич XVI века, а так же фрагменты сюжетной росписи XVIII века.