Наталия Григорьева
Фильм "Гарри Поттер и Дары смерти: Часть 2" выходит в российский прокат 13 июля – на два дня раньше, чем во всем мире. Неделю назад для помпезной премьеры последней части киносаги о приключениях юных волшебников улицы Лондона на день превратились в кинодекорации. В британской столице прощались с любимыми киногероями и автор романа Джоан Роулинг, и автор картины, англичанин Дэвид Йейтс, который заслужил славу как самого критикуемого режиссера из всех бравшихся за экранизацию "Гарри Поттера", так и самого плодовитого – на его счету четыре из восьми фильмов эпопеи. А исполнители главных ролей Дэниел Рэдклифф, Руперт Гринт, Эмма Уотсон, Том Фелтон, Алан Рикман, Рэйф Файнс, Хелена Бонэм-Картер фотографировались с поклонниками, давали интервью и не сдерживали эмоций. Эмма Уотсон, на протяжении 10 лет игравшая Гермиону Грейнджер, расплакалась на плече у продюсера Дэвида Хеймана.
"Гудбай, Гарри": премьера последнего фильма "поттерианы" в фотографиях >>
Скромное обаяние Гарри Поттера
Ничего страшного, если вы уже подзабыли, что было в первой части "Даров смерти" - основные события последней книги происходят как раз во втором фильме. Главные герои – Гарри, Рон и Гермиона - продолжают искать крестражи (предметы, в которые заключены частички души Волан-де-Морта).
Тем временем во главе Хогвартса, после безвременной кончины директора Дамблдора, встал профессор Снегг, а ученики ходят по школе как по плацу - стройными рядами. По периметру здания в воздухе парят пожиратели эмоций – дементоры. Однако вера в спасителя-Гарри не покидает добрых волшебников, хотя сам "мальчик, который выжил" находится не в лучшей форме. Участились таинственные видения о Волан-де-Морте (Рэйф Файнс), природу которых Гарри только предстоит узнать, а ответственность, которую возлагают на него все окружающие, как всегда повергает Поттера в недоумение. Впрочем, почти во всех частях "поттерианы" главный герой не отличается инициативностью, однако каждый раз чудесным образом побеждает своего врага – в этом и кроется обаяние персонажа, который априори - то самое добро, которое всегда побеждает зло.
Мальчики выросли
Редкому фильму удается превзойти книгу, по которой он снят. Эту прописную истину удалось опровергнуть лишь паре-тройке экранизаций за всю историю кинематографа. Из всех восьми фильмов о Поттере выйти на уровень бумажного эквивалента удалось, пожалуй, только третьей части "Гарри Поттер и Узник Азкабана" (2004). Альфонсо Куарон тогда рискнул сделать первый "взрослый" фильм о Поттере, в котором герои боролись не только с Волан-де-Мортом, но и, согласно возрасту, со своими подростковыми переживаниями. Вполне успешно удержал планку Майк Ньюэлл в четвертой части ("Гарри Поттер и кубок огня", 2005), где Гарри впервые оказывается на волосок от смерти. А дальше эстафету принял Дэвид Йейтс, и герои словно замерли и остановились в развитии. И это притом, что Джоан Роулинг удалось написать уникальный в своем роде современный роман взросления. История перестает быть детской сказкой уже в третьей книге и через подростковую драму четвертой и пятой частей превращается в мрачную и достаточно жестокую трагедию после гибели главного защитника добра и справедливости Дамблдора в "Гарри Поттере и Принце-полукровке".
У Йейтса же Гарри, Рон, Гермиона (да и все прочие юные чародеи) растут только физически, что само по себе никак не зависит от режиссера. Словно подтверждение тому, сцена из "Даров смерти: Часть 2": неразлучные друзья прыгают с летящего дракона в воду, выплывают на берег и, обсуждая насущные проблемы, начинают переодеваться в сухую одежду. Рэдклиф и Гринт раздеваются с нечеловеческой скоростью, а камера показывает, что мальчики выросли и обзавелись широкими плечами и кубиками на животе. Выглядит это довольно комично и сильно отвлекает от темы разговора героев.
To be or not to be continued
Финал саги о Гарри Поттере неотделим от грандиозной битвы, в которую вовлечены абсолютно все герои. Разворачивается сражение все в том же Хогвартсе и занимает не один десяток страниц оригинального романа. В фильме Йейтса, даже несмотря на 3D формат, все гораздо скромнее. Сцены с ожившими каменными рыцарями (в зале шутили про Медного всадника), взрывающимся мостом и массированной атакой армии Волан-де-Морта сняты с размахом голливудских блокбастеров. А вот драматические моменты сражения – как, например, гибель одного из близнецов Уизли – показаны не то, что мельком, но вторым планом.
Зато экранная схватка Гарри Поттера и Волан-де-Морта получилась по-настоящему зрелищной. Здесь и искры из палочек и глаз, и эмоциональные крупные планы, и запоминающаяся развязка – по праву самое визуально впечатляющее столкновение добра и зла за всю десятилетнюю историю "Гарри Поттера". А осознавая печаль поклонников "поттерианы" в связи с официальным окончанием истории, авторы подготовили небольшой, но проникновенный сюрприз для зрителей. И для этого – с одобрения автора - даже слегка изменили сюжет романа. Пустячок, а приятно.
Слоган последней части "Гарри Поттера" - "Все закончится". Логичнее было бы поставить вопросительный знак: как ни смогла Джоан Роулинг в последней книге убить вместе с Волан-де-Мортом и Гарри Поттера, хотя к этому все вело, так и слабо верится, что "Дары смерти" станут точкой в истории о волшебнике. Не зря ведь заканчивается сага – и в книжной и в кино-версии – главой "19 лет спустя", в которой главные герои отправляют в Хогвартс своих детей, новое поколение магов. Финал, который принято ругать за его мелодраматичность, а в тайне любить за возможность сказать: "продолжение следует".