МОСКВА, 11 июл - РИА Новости. Версии о том, что теплоход "Булгария" затонул из-за перегруза, неисправности двигателя или из-за пробоины, для специалистов представляются неправдоподобными, заявил РИА Новости коммерческий директор круизной компании "ВодоходЪ" Андрей Смолин.
Эксперт считает, что судно проекта 785, к которому относится "Булгария", не могло пойти ко дну в результате перегруза, поскольку оно изначально рассчитано на перевозку 254 пассажиров, 47 членов экипажа и 25 тонн дополнительного груза, в то время как на теплоходе в момент аварии находились 207 человек.
"Какой тут может быть перегруз, это же все-таки не "Жигули", чтобы из-за одного пассажира испытать перегруз, это - многотонное водоизмещающее судно. Так что для начала нужно понять, почему же оно затонуло, да еще в такой короткий срок", - полагает Смолин.
По его словам, ежегодно весной каждое пассажирского судно проходит освидетельствование Российского речного регистра. "Проводятся ходовые испытания данного судна, потом проверяют состояние всех механизмов, проверяются все плавсредства, огнетушители, аптечки, то есть буквально все детали проверяются этим речным регистром", - заявил эксперт.
Он пояснил, что только после этого, при полном соответствии требованиям регистра, теплоход допускают к навигации. Кроме того, в период навигации Ространснадзор проводит внеплановые проверки, в ходе которых проверяется вся судовая документация, в том числе наличие лицензий, разрешения речного регистра, наличие минимального плавсостава и реальное количество членов экипажа.
"На самом деле контроль достаточно строгий, суровый, и на примере наших судов могу сказать, что проверяется буквально каждая воздуховодная труба и каждый спасжилет. Если чего-то не окажется, будет выдано предписание срочно устранить данную проблему", - сказал Смолин.
Он добавил, что решение о выходе или невыходе судна в рейс принимает непосредственно капитан. "Причиной отказа от выхода в рейс может стать все что угодно, если капитан посчитает, что что-либо мешает нормальной перевозке пассажиров или представляет угрозу для их жизни", - подчеркнул собеседник агентства.
На вопрос о возрастном составе российских теплоходов эксперт рассказал, что на сегодняшний день примерно 50% флота составляют суда в возрасте 30 лет, остальные имеют возраст 40 и даже 60 лет. Он заметил, что при должном техническом уходе, ремонте, при щадящих условиях эксплуатации, а также учитывая жесткие требования, которые предъявляют контролирующие органы, подобные плавсредства могут эксплуатироваться и 50, и 60 лет.
"Нельзя сказать, что все 60-летние суда плохие, наоборот, может оказаться, что какое-нибудь судно этого 785-го проекта, к которому относится "Булгария", если у него квалифицированный экипаж и заботливый судовладелец, может находиться в состоянии лучшем, чем 40-летнее. Нужно смотреть по каждому отдельному теплоходу", - заявил Смолин.
Он подчеркнул, что прежде чем наказывать виновных и ужесточать технические требования, нужно дождаться выводов специалистов. "Из всех версий, которые звучат сейчас, наиболее правдоподобной мне кажется версия о том, что в момент трагедии на судне в связи с отсутствием кондиционирования были открыты иллюминаторы. Вот в этом случае, если был допущен какой-то крен, с учетом резкого порыва ветра и неудачного маневра, судно могло черпануть воду открытыми иллюминаторами, которая обратно не вышла", - озвучил свое мнение эксперт.
Однако он подчеркнул, что открытые иллюминаторы - это нештатная ситуация, так как они должны быть задраены в любом случае, тем более при выходе в водохранилище, экипаж обязан был проверить этот факт.
"Пусть сначала компетентные органы разберутся, в чем там было дело, а потом будем решать, насколько устарел или не устарел отечественный флот и насколько тщательно контролируется техническое состояние того или иного судна", - заявил Смолин.
Судоходная компания "ВодоходЪ" была основана в 2004 году и на сегодняшний день является крупнейшим российским оператором речных круизов. Компания располагает 14 комфортабельными четырехпалубными судами. "ВодоходЪ" является туристической компанией полного цикла, то есть объединяет под своим управлением все звенья цепочки обслуживания - перевозку, питание, экскурсионное обслуживание, развлекательные программы, подготовку персонала.