Архангельская область и Ненецкий автономный округ – регионы "два в одном", где область уже больше трех лет исполняет ряд социальных полномочий на территории округа. Недавно губернатор области Илья Михальчук посетил НАО, чтобы проверить ход исполнения областных обязательств и своими глазами посмотреть на жизнь в округе. Впечатлениями и мыслями на эту и другие темы глава Архангельской области поделился в интервью РИА Новости.
- Илья Филиппович, недавно вы посетили Ненецкий автономный округ, на территории которого власти Архангельской области исполняют ряд полномочий. Вы сами увидели результаты этой деятельности, смогли напрямую пообщаться с коллективами социальных учреждений. Изменилось ли после поездки ваше видение ненецких проблем? Как вы оцениваете результаты исполнения полномочий?
- В рамках тех средств, которые выделяются на область, мы уделяем исполнению полномочий в НАО более приоритетное значение, нежели аналогичным территориям региона. Мы понимаем, что там ситуация сложнее, все-таки заполярный район, понимаем, что людям на материке попроще жить. Полномочия осуществляются в соответствии с законом и объемами финансирования из бюджета области. И считаю, что исполняются они на возможном уровне, исходя из конкретной ситуации. Конечно, можно было бы эту работу улучшить, повысить качество, увеличить объемы – но для этого нужна консолидация усилий с властями НАО.
Когда мы формировали органы власти в НАО, мной была прямо сделана установка – надо опираться только на местные кадры. Исходя из своих ошибок, проб и поиска, я понимаю, что с профессиональным и подготовленным руководителем мы больше потеряем в период его адаптации к региону, нежели возьмем местного человека, подучим и выстроим контроль. В принципе мне нравится, что люди в территориальных органах там работают, не смотря ни на какие упреки и "накаты" в сторону области.
- В итоге в НАО в архангельских структурах работают все местные жители?
- Да, абсолютно все. Эффект от чувства сопричастности к боли и проблемам местных жителей больше, чем от нового взгляда специалиста извне.
- Вы сказали, что лучше работать вместе с властями округа, но когда вы приехали в НАО, там почему-то не оказалось ни губернатора, ни его заместителей. Почему область и округ не могут работать вместе?
- Я не видел во время своей поездки ни одного чиновника НАО. Проблема не в системе, не в конфликте интересов, а в конкретных людях. Вот у меня нет предубеждений, я не собираюсь проводить экспансию своей власти. Зачем, если есть закон, есть президент. Я до этой поездки предполагал, что у людей есть предубеждение к чиновникам Архангельской области, которая как будто стремится забрать себе доходы, власть в округе. Когда начал общаться с жителями округа, то понял, что у них такого предубеждения нет, значит, кто-то это просто искусственно накручивает. Я считаю, это не по государственному. Люди мудрые, они все это видят и оценят.
- Разговоры об объединении округа и области идут давно. По вашему мнению, нужно это объединение?
- Сегодня кто-то говорит, что невыгодно объединяться. Но дело в том, что это задача государственного уровня – с учетом определенной специфики того или иного региона обеспечить бюджетное выравнивание.
Поэтому объединяться нужно. Нельзя на одной по сути территории сделать два полярных мира: в одном все спокойно, а через речку проблемы. Я зашел в Нарьян-Маре в магазин и посмотрел на цены: у нас молоко стоит 25-28 рублей, а там 66 рублей, в Архангельске яблоки 60 рублей, а в Нарьян-Маре – 120 рублей.
Если грамотно думать о людях, то за счет имеющихся ресурсов можно 42 тысячи человек накормить, взяв на себя элементарно транспортные расходы по продуктам и товарам первой необходимости. Просто завозить эти продукты должны с минимальной накруткой, а не в два раза. При этом у округа средства на такие компенсации есть.
Я считаю, что объединяться надо, об этом говорит и президент Дмитрий Медведев, и премьер-министр Владимир Путин. Но это должно быть общее решение, жители НАО имеют полное право высказать в этом вопросе свою точку зрения. Когда области передали полномочия, в НАО увеличилось число чиновников – там демографический взрыв произошел или появились новые отрасли экономики? Я считаю, надо не чиновников плодить, а работать всем вместе для людей.
- В интервью в конце прошлого года вы сказали, что газификация региона составляет 6%. С тех пор газифицирована Архангельская ТЭЦ, газ подходит к Северодвинской ТЭЦ. Можно ли сегодня говорить о том, что эта ТЭЦ войдет в новый отопительный сезон на газе и если "да", то каков будет процент газификации региона к концу этого года?
- К стопроцентной газификации области стремиться нецелесообразно. Думаю, что превысим 20%, если газифицируем северодвинские ТЭЦ. Подготовка к переходу на газ ТЭЦ-2 уже завершена, им осталось только подключиться к трубе. Надеюсь, что газовики выполнят свои обещания. Но вернемся к газификации в целом области: мы можем делать газоотводы на 50, даже на 100 километров, но это уже экономически нецелесообразно.
Рынок заставляет вкладывать стоимость строительства веток газопровода в тарифы – эти инвестиции должны окупаться. Но людям тяжело будет 10-20 лет подряд оплачивать не только сам газ, но и стоимость его подсоединения. Поэтому мы фокусируем газификацию на те населенные пункты, где она экономически обоснована. В остальных будем переходить на местное биотопливо. Мы завозим сегодня 10 миллионов тонн условного топлива в год. В целом уход от дорогостоящего завозного топлива позволит региону "сэкономить" до 2,5 миллиардов рублей. Переходя на биотопливо, мы оставляем все эти деньги в регионе. Кроме того, в области накоплено более 5 миллионов кубометров отходов лесопиления, которые мы планируем тоже использовать в качестве биотоплива.
- Вы поставили задачу – перейти на биотопливо в течение пяти лет и отказаться от завозного угля и мазута, получится?
- Процесс идет не легко. Положительные примеры уже есть: сейчас Виноградовский район полностью перешел на биотопливо, Шенкурский район на 80% отказался от угля, Плесецкий район на газе и биотопливе. В Приморском районе - пеллеты и газ. Сложность в том, что очень многие кормятся за счет поставок топлива, ведь деньги за этим стоят не маленькие. Но, по крайней мере, крупные населенные пункты области мы на биотопливо переведем.
- Предполагается ли в обозримом будущем газификация каких-либо крупных предприятий региона?
- Готовится проект по газификации Архангельского ЦБК, если все синхронизируются, то через полтора года комбинат будет газифицирован. Будет переводиться на газ комплекс оборонных заводов в Северодвинске, Савинский цементный завод. Прорабатывается вопрос по газификации Соломбальского ЦБК.
- Какие прогнозы по тарифообразованию вы бы дали на новый зимний сезон? Стоит ли жителям региона ждать резких скачков, или рост будет умеренным?
- Нет, резких скачков по тарифам не будет, тем более что мы доказали, что инвестиции в газификацию Архангельской ТЭЦ энергетики не должны закладывать в тариф. Эти инвестиции уже были заложены в тарифах ранее. Спор длился долго, но мы отстояли нашу точку зрения. В прошлом году общий рост тарифов в регионе зафиксирован на отметке 13,8%. Думаю, что в этом году будет примерно так же.
- Что предпринимается властями области и муниципалитетов в вопросах контроля за управляющими компаниями? Ведь прокуратура возбуждала уголовные дела, выявляла мошенников, схемы увода денег, но тарифы от этого меньше не становились, и людям деньги никто не возвращал.
- Вы затронули "ахиллесову пяту", которую по закону мы не можем закрыть. Если с энергетиками мы научились вести диалог, то управляющие компании – это настоящее больное место. Тут нужно, с одной стороны, и бизнесу не мешать, а с другой, этот бизнес у нас совершенно не цивилизованный. У жителей, по сути, тоже нет контроля над компаниями. Вы скажете: а если собрать жильцов в большом доме и поменять компанию? Не смешите меня, это практически невозможно. Я ожидаю, что появятся поправки к Жилищному Кодексу в отношении управляющих компаний, и здесь нужно устанавливать жесткий государственный контроль.
В настоящих условиях решением проблемы может стать активная работа народной инспекции. Этот общественный орган – инструмент защиты интересов населения, главная задача которого – научить людей быть хозяевами в своём доме. В архангельской области народные инспекции созданы в 25 муниципальных образованиях. Активно работает инспекция в Архангельске, по обращениям горожан проводятся рейды с участием контролирующих организаций. Людям наконец-то оказывают реальную помощь.
Да, сегодня по закону власть не имеет права инициировать прокурорские проверки управляющих компаний, инициировать следственные действия, хотя и в этом направлении подвижки у федеральной власти есть. Это делается только на основании заявлений жителей. Поэтому общественность – управдомы, старосты, активные граждане – главная опора народной инспекции в наведении порядка в ЖКХ.
С помощью народных инспекторов люди должны почувствовать, что в их руках есть рычаги воздействия на недобросовестных коммунальщиков.
- Вместе с двумя новыми домами для ветеранов ВОВ планировалось продолжить строительство типовых домов в районе Жаровихи в Архангельске. Эти планы остаются в силе? Для каких категорий будет строиться жилье?
- Мы планировали и будем строить восемь социальных домов в областном центре. Сейчас подбираются серии, может быть, этажность будет меньше. В первую очередь, это будет жилье для переселения людей из аварийного жилого фонда, для молодежи. Есть еще замечательная идея в отношении Архангельска: вместе с городскими властями мы планируем пустить несколько кварталов под комплексную застройку. Это кварталы, которые расположены в центре города, сейчас там старый деревянный жилой фонд, где близко есть коммунальные сети. То есть мы предлагаем не уходить новостройками куда-то далеко за город, а преображать центральную часть областного центра, вести комплексную застройку целыми кварталами.
- Илья Филиппович, сейчас многие вступают в Народный фронт, вносят предложения, выдвигают кандидатов на праймериз перед выборами в ГосДуму, как вы относитесь к этому?
- Все общество в России, да и у нас в регионе, "разорвано" на кланы или элиты. Меня это беспокоит. У нас столько работы, что хватило бы всем. На исторических витках наша область "прославлялась" политическими передрягами, а люди с их проблемами и трудностями оставались не у дел. Сегодня люди думают так: "Лидером выберут чиновника - он имеет опыт, доверие, может пробиться во власть, благодаря современным технологиям, деньгам или ловкости. Мой голос ничего не решает". Это инфантильность или чувство собственного бессилия. Главная идея Народного фронта - объединение. Это отличная возможность перейти от болтовни к делу. Не бросать друг в друга камни, не искать компромат, а консолидироваться и работать сообща! Болтать языком может каждый. А взять на себя ответственность и пахать, пахать, пахать - для этого нужно быть очень увлеченным своей идеей человеком. Давайте объединимся вокруг "Единой России", не обязательно став членом партии. Предложим людям новые имена тех, кто сегодня отодвинут от власти, предложим новые идеи.
Идея Владимира Путина по организации Общероссийского Народного фронта уникальна по содержанию: 50% от предполагаемого количества кандидатов на выборы от "Единой России", порядка 150 человек, составят представители Народного фронта. Это заявка на "демилитаризацию" власти. Второе, что я бы выделил в Народном фронте - это определение приоритетов. Я всегда думал, что самое главное - жилье. Провели опрос населения и поняли, что главное для нас - детские сады. Поэтому в рамках осуществления "стратегии 2020" люди снизу могут предложить то, что необходимо для развития. Народный фронт дает такую возможность. Третья цель Народного фронта - открыто посмотреть, кто является настоящим, неформальным лидером, уйдя от порой закрытых, не отражающих действительность, праймериз.
– На минувшей неделе ключевой темой выездного совещания Морской коллегии при Правительстве РФ стало восстановление Северного морского пути как транспортной артерии. Какова политика области в отношении проектов развития СМП? Как вы относитесь к идее создания штаб-квартиры СМП в НАО?
– Совершенно очевидно, что пришло время возрождать Севморпуть. И этому вопросу уделяется огромное внимание на самом высоком уровне. Сегодня у Архангельской области есть все условия, чтобы вновь стать центром развития Севморпути. В Архангельске по-прежнему базируется основная часть арктического научного флота. Из 14 гидрографических судов 12 приписаны к нашему порту. В области есть суда усиленного ледового класса, мелкосидящие ледоколы, флот для проведения дноуглубительных работ и для обеспечения выгрузки грузов на необорудованный берег. На территории региона расположены Архангельская нефтебаза и нефтеналивной терминал. Сохранена Архангельская гидробаза, которая обеспечивает все необходимые работы в Северо-Западном секторе Арктики. В нашем регионе создана мощнейшая кадровая платформа – Северный (Арктический) федеральный. Именно поэтому мы считаем, что администрация Северного морского пути логически должна располагаться в Архангельске. При этом опорные пункты администрации могут быть вынесены непосредственно на территории, по которым проходят отдельные участки Северного морского пути. Об этом говорил и вице-премьер Сергей Иванов на Морской коллегии и мы полностью поддерживаем позицию Правительства РФ в данном вопросе.