Сегодня программа телепередач пестрит различными названиями познавательных и не очень программ. Одни рассказывают о науке, другие - о природе, третьи - о политике и экономике. Нет такой сферы человеческой жизни, которая не освещалась бы на телевидении. И туризм не исключение. О роли информационного туристического телевидения рассказывает Александр Елисеев, коммерческий директор телеканала Russian Travel Guide TV.
- Расскажите, пожалуйста, о телеканале RTG TV. Кому принадлежит идея его создания?
- Идея создания телеканала пришла в голову Валерию Валерьяновичу Кушникову - сегодня он председатель совета директоров RTG TV. Когда на Останкинской башне был пожар, и на время было приостановлено вещание основных телевизионных каналов, Валерий Валерианович открыл для себя альтернативное телевидение, а именно спутниковое. В тот период можно было видеть туристические маршруты и проекты многих стран, которые рассказывали обо всём лучшем, что есть в зарубежных государствах. Но среди них не было ни одного, который рассказывал бы о России как о туристической державе. И тогда Валерий Валерьянович задумался о создании подобного телевизионного источника, из которого россияне и жители других стран мира могли бы получать полную информацию о нашей стране, о её просторах и богатствах, а также о том, что Россия современная и очень гостеприимная страна.
- На кого ориентировано подобное телевидение?
- Целью информационного туристического телевидения являлось и является формирование положительного имиджа России внутри страны и за её пределами. Это распространяется на всех людей без исключения, независимо от пола, возраста или профессии. Сегодня подобные телеканалы пользуются популярностью у совершенно разных по своей сути людей, о чем говорит то количество писем, которое мы получаем от телезрителей из таких стран, как Италия, Франция, Румыния, Чехия, Арабские Эмираты, Турция и многих других. Одни делятся впечатлениями, другие выдвигают интересные предложения, третьи - задают всевозможные вопросы, а мы в свою очередь трепетно относимся к связям с нашими телезрителями.
- Какова роль туристского телевидения в России и в мире?
- Туристским дестинациям порой очень сложно рассказать о своих возможностях. Как правило, обратная связь с туристами и рекламная деятельность региона ограничиваются публикацией фотографий и обзорных статей в журналах и на сайтах. Однако сухой текст и фотокарточка не может передать полную гамму ощущений и эмоций. Снимая документальные фильмы, подбирая ведущего, сочиняя сценарии, можно не только показать внешний облик города, но и помочь зрителям понять его эмоциональное настроение. Турист, видя в кадре живого человека, может почувствовать те ощущения, которые испытывает всякий, побывав в том или ином месте.
Сегодня не только наш телеканал стремится использовать подобный метод донесения информации, и я очень рад, что в России СМИ активно начали заниматься продвижением туристских возможностей нашей страны.
- Несмотря на все старания средств массовой информации, внутренний и въездной туризм развит плохо. Чем можно помочь его развитию?
- Кто бы что ни говорил, в России есть внутренний и въездной туризм, и он активно развивается. Многие инвесторы сегодня готовы вкладывать серьезные средства в развитие рекреационных объектов, и мы имели возможность на примере Свердловской области убедиться, что туристская инфраструктура активно развивается. Другое дело, об этом мало кто знает и задумывается. И нашей общей задачей является рассказать об этом, донести до зрителей и читателей всю прелесть путешествий внутри нашей страны.
Что касается цен, то здесь есть две стороны медали. Высокая цена отдыха, как правило, складывается из стоимости авиабилетов и проживания в гостинице. Сегодня существуют авиакомпании, предоставляющие авиабилеты по низким ценам. Например, "Авианова" предлагает перелеты по очень низким ценам благодаря отсутствию дополнительного сервиса. Мы можем путешествовать по России, не переплачивая лишнего. Так, купленный заблаговременно авиабилет может стоить от 250 рублей, трёхдневная программа сплава по реке Чусовой с трёхразовым питанием будет стоить 3,5 тысячи рублей. Я считаю, что это не такие большие деньги, за которые можно получить незабываемые впечатления.
- Можно ли стимулировать въездной туризм с помощью вещания информационных телеканалов на иностранных языках?
- Несомненно. Благодаря вещанию информационных каналов о России на иностранных языках граждане других государств могут получать полную и достоверную информацию о нашей стране. Так как о России многие ничего не знают, фильмы и передачи должны включать полное описание туристского объекта, историю его создания и использования. Это зачастую является настоящим стимулом и подталкивает туриста к организации путешествия по России.
- Известно, что многие иностранцы боятся ехать в Россию из-за несоответствия уровня комфорта и своеобразного менталитета наших соотечественников. Часто создаётся впечатление, что наша страна ещё не избавилась от специфического имиджа грубого и негостеприимного государства, сложившегося еще в советское время. Что можно с этим сделать?
- А зачем пытаться быть похожим на кого-то? Это наша история, и её нужно принимать такой, какая она есть. Приезжая в другую страну, нам интересно познакомиться с её культурой и традициями. Вместо того чтобы пытаться забыть историю, её нужно использовать как фактор притяжения туристов. Например, один известный бизнесмен уже создал туристско-развлекательный комплекс на базе советского колхоза, в котором можно в реальности познакомиться с лучшими традициями сельскохозяйственной деятельности и даже принять участие одной из программ, подразумевающих погружение в сельскую жизнь с отработкой трудодней.
Для развития туризма в регионах администрации городов работают не только на рекламу своего региона, но и проводят работу с местным населением, объясняя людям, кто такие туристы, зачем они приезжают и какие блага они приносят. В Угличе, например, ежегодно перед началом туристского сезона проводят собрания работников сферы торговли, сотрудников ДПС, тех, кто общается с туристами напрямую, на которых рассказывают о туристских возможностях региона, о том, сколько средств было выделено на развитие объектов и какой доход ожидается в предстоящем сезоне. В то же время в Казани создан кодекс гостеприимства, который содержит основные правила обращения к туристам. Уверен, что в скором времени мы все реже будем слышать о том, что в России люди негостеприимны.
- Расскажите поподробнее о недавно прошедшем фотоконкурсе "Я отдыхаю в России".
- Идея конкурса пришла к нам прошлым летом, вернее, сначала появилось название. Нам понравился лозунг "Я отдыхаю в России", так как он полностью отражает суть нашего канала. Мы начали думать, где бы его применить, и решили организовать фотоконкурс, в котором смогли бы принять участие телезрители, поддерживающие идею путешествий по России. Мы также долго думали, что может стать призом для наших победителей, и решили, что лучшим подарком для наших телезрителей может стать только путешествие. Так, уже второй год подряд мы организовываем специальный тур для победителей. В этом году мы отправились в туристическую поездку "Сплав по Чусовой", которая, надо признать, удалась на славу.
- Сложно ли было организовать такого рода поездку?
- Проект оказался сложный с точки зрения организации. Благодаря профессионализму сотрудников и поддержке министерства культуры и туризма Свердловской области мы смогли осуществить задуманное и организовать сплав по Чусовой.
- Параллельно с участниками конкурса в поездке принимала участие и съёмочная группа. Можно ли приоткрыть занавес тайны и рассказать о фильме, который вы снимаете?
- Действительно, мы решили снять познавательный фильм о сплаве по Чусовой с участием победителей фотоконкурса. Это не первый сюжет об этом регионе, но именно сейчас мы решили рассказать телезрителям не только об истории и традициях региона, но и показать, чем здесь можно заниматься. Проект мы решили назвать "Из грязи в князи". Наши участники несколько дней жили в палатках, питались едой, приготовленной на костре, сплавлялись по реке и преодолевали различного рода трудности походной жизни, а под конец, забыв о том, что такое цивилизация, они возвращались в город, где размещались в пятизвёздочном отеле Hyatt Regency Ekaterinburg Hotel. Мы старались, чтобы наши участники почувствовали, насколько разным может быть отдых в нашей стране - от комфортабельных палаток до фешенебельных отелей. Но независимо от средств размещения он неизменно интересный, весёлый и всегда незабываемый.