Апшеронский полуостров издревле был известен природным феноменом - естественно горящими выходами природного газа. Благодаря этому вся страна получила имя Азербайджан, которое переводится с персидского как "земля вечного огня". Неподалеку от ее столицы Баку, в селении Сураханы расположен всемирно известный храм огня - Атешгях.
© Фото : Татьяна ПановаАпшеронский полуостров издревле был известен природным феноменом - естественно горящими выходами природного газа. Благодаря этому вся страна получила имя Азербайджан, которое переводится с персидского как "земля вечного огня". Неподалеку от ее столицы Баку, в селении Сураханы расположен всемирно известный храм огня - Атешгях.
Апшеронский полуостров издревле был известен природным феноменом - естественно горящими выходами природного газа. Благодаря этому вся страна получила имя Азербайджан, которое переводится с персидского как "земля вечного огня". Неподалеку от ее столицы Баку, в селении Сураханы расположен всемирно известный храм огня - Атешгях.
© Фото : Татьяна Панова
1 из 15
© Фото : Татьяна ПановаКогда-то сюда съезжались паломники, чтобы увидеть неугасимое пламя, которое вырывается из недр земли. Сегодня огонь поддерживается искусственным образом, но поток сменивших огнепоклонников туристов не прекращается.
Когда-то сюда съезжались паломники, чтобы увидеть неугасимое пламя, которое вырывается из недр земли. Сегодня огонь поддерживается искусственным образом, но поток сменивших огнепоклонников туристов не прекращается.
© Фото : Татьяна Панова
2 из 15
© Фото : Татьяна ПановаВозникновение святилища связано с мистическими традициями зороастризма. Ученые датируют основание "дома огня" началом нашей эры.
Возникновение святилища связано с мистическими традициями зороастризма. Ученые датируют основание "дома огня" началом нашей эры.
© Фото : Татьяна Панова
3 из 15
© Фото : Татьяна ПановаПосле исламизации Азербайджана святилище было покинуто. Поклонение огню возобновилось только в XVI веке, когда в Сураханы вместе с торговыми караванами начали прибывать паломники из Индии. Они восстановили храм, заново возвели молельню, кельи, два караван-сарая и гостевую комнату "балахане".
После исламизации Азербайджана святилище было покинуто. Поклонение огню возобновилось только в XVI веке, когда в Сураханы вместе с торговыми караванами начали прибывать паломники из Индии. Они восстановили храм, заново возвели молельню, кельи, два караван-сарая и гостевую комнату "балахане".
© Фото : Татьяна Панова
4 из 15
© Фото : Татьяна ПановаЧетыре арки святилища, обращенные ко всем сторонам света, ограждали выполненный в традиционной иранской планировке чахар-таги алтарь, из которого бил неугасимый огонь. Огни пылали и в четырех башенках на крыше.
Четыре арки святилища, обращенные ко всем сторонам света, ограждали выполненный в традиционной иранской планировке чахар-таги алтарь, из которого бил неугасимый огонь. Огни пылали и в четырех башенках на крыше.
© Фото : Татьяна Панова
5 из 15
© Фото : Татьяна ПановаНад входом в кельи установлены каменные плиты с надписями, выполненными в том числе священным шрифтом индийского письма - деванагари.
Над входом в кельи установлены каменные плиты с надписями, выполненными в том числе священным шрифтом индийского письма - деванагари.
© Фото : Татьяна Панова
6 из 15
© Фото : Татьяна ПановаВнутри келий расположены ниши, предназначенные для священного огня.
Внутри келий расположены ниши, предназначенные для священного огня.
© Фото : Татьяна Панова
7 из 15
© Фото : Татьяна ПановаОснову общины составляли несколько десятков отшельников-аскетов, живших в "доме огня" до начала 80-х годов XIX века.
Основу общины составляли несколько десятков отшельников-аскетов, живших в "доме огня" до начала 80-х годов XIX века.
© Фото : Татьяна Панова
8 из 15
© Фото : Татьяна ПановаКак свидетельствуют исторические записи, отшельники вешали на себя цепи, вес которых достигал 30 килограммов, и лежали на негашеной извести до омертвления отдельных частей тела.
Как свидетельствуют исторические записи, отшельники вешали на себя цепи, вес которых достигал 30 килограммов, и лежали на негашеной извести до омертвления отдельных частей тела.
© Фото : Татьяна Панова
9 из 15
© Фото : Татьяна ПановаВ помещениях караван-сараев отводились места не только для людей и товаров, но и для вьючных животных.
В помещениях караван-сараев отводились места не только для людей и товаров, но и для вьючных животных.
© Фото : Татьяна Панова
10 из 15
© Фото : Татьяна ПановаСвятилище в поселке Сураханы посещал Афанасий Никитин, упоминавший в "Хождении за три моря" Баку, "где огнь горит неугасимый". Александр Дюма описал богослужение в храме Атешгях в "Путешествии на Кавказ", а художник Василий Верещагин зарисовал в храме древний обряд почитания пламени.
Святилище в поселке Сураханы посещал Афанасий Никитин, упоминавший в "Хождении за три моря" Баку, "где огнь горит неугасимый". Александр Дюма описал богослужение в храме Атешгях в "Путешествии на Кавказ", а художник Василий Верещагин зарисовал в храме древний обряд почитания пламени.
© Фото : Татьяна Панова
11 из 15
© Фото : Татьяна ПановаВ 1857 году в Сураханах был заложен нефтеперегонный завод. Приглашенный в качестве консультанта Дмитрий Менделеев предложил использовать газ для непрерывной перегонки нефти и работы нефтетрубопроводов. Однако завод, "пожирающий" природный газ, сыграл злую шутку с храмом Атешгях - естественные огни стали ослабевать, а к 1883 году потухли.
В 1857 году в Сураханах был заложен нефтеперегонный завод. Приглашенный в качестве консультанта Дмитрий Менделеев предложил использовать газ для непрерывной перегонки нефти и работы нефтетрубопроводов. Однако завод, "пожирающий" природный газ, сыграл злую шутку с храмом Атешгях - естественные огни стали ослабевать, а к 1883 году потухли.
© Фото : Татьяна Панова
12 из 15
© Фото : Татьяна ПановаВ 1960 году по просьбе посетившего Атешгях премьер-министра Индии Джавахарлала Неру началось восстановление памятника. Спустя 15 лет он был открыт для посещения.
В 1960 году по просьбе посетившего Атешгях премьер-министра Индии Джавахарлала Неру началось восстановление памятника. Спустя 15 лет он был открыт для посещения.
© Фото : Татьяна Панова
13 из 15
© Фото : Татьяна ПановаРеставраторы не только воссоздали архитектурный ансамбль, но и изготовили композиции, иллюстрирующие образ жизни паломнической общины. В начале 2011 года было принято решение о привлечении к реконструкции храма Атешгях индийских специалистов.
Реставраторы не только воссоздали архитектурный ансамбль, но и изготовили композиции, иллюстрирующие образ жизни паломнической общины. В начале 2011 года было принято решение о привлечении к реконструкции храма Атешгях индийских специалистов.
© Фото : Татьяна Панова
14 из 15
© Фото : Татьяна ПановаМногие молодожены в день бракосочетания посещают древнее святилище. До сих пор в Баку существует примета, что поклонение алтарю приносит долгую и счастливую жизнь.
Многие молодожены в день бракосочетания посещают древнее святилище. До сих пор в Баку существует примета, что поклонение алтарю приносит долгую и счастливую жизнь.
© Фото : Татьяна Панова
15 из 15