Среди лиц, заинтересовавших следователей по делу о волжской катастрофе, оказались не только сами речники, но и владельцы судна, а также его арендаторы. Как сообщает РИА Новости, уже проводится выемка документов в офисе владельца судна – Камского речного пароходства. Проверяют ООО "Аргоречтур", эксплуатировавшее судно в момент катастрофы, и арендатора "Булгарии" ООО "Бриз".
Уже само количество причастных к этому делу компаний заставляет вспомнить пословицу – "у семи нянек дитя без глазу". К сожалению, аббревиатура ООО – общество с ограниченной ответственностью – в данном случае приобрела прямое трагическое значение. Ведь каждая из фирм в этой цепочке хотела получить прибыль. В итоге на судне, рассчитанном на 140 пассажирских мест, оказалось не менее 196 человек (поскольку на некоторых людей не оформлялись билеты, число это может увеличиться). А шло судно с креном, с одним неработающим двигателем…
Интерес следователей к хозяевам, а не только к команде судна – это поиск в правильном направлении. В современной России часто решения принимают не специалисты и не практики, реально управляющие кораблем или самолетом. Их принимают так называемые эффективные менеджеры. Именно они держат финансовый штурвал. Для нынешней эпохи эффективный менеджер – это тот, кто сможет обеспечить наибольшую прибыль при наименьших затратах. При этом безопасность часто приносится в жертву – в большинстве случаев втайне от общества.
Что, команда "Булгарии" не понимала, что выходя в Куйбышевское водохранилище с неработающим главным двигателем и с правым креном, она рискует? Наверняка понимала. Для справки: "Булгария" спущена на воду в 55-м году, а средний возраст российского Речфлота давно перевалил за 40 лет. Куйбышевское водохранилище – это настоящее маленькое море; в этом месте Волга разливается на десятки километров. Но речникам надо было все отработать по контракту с фирмой – в случае его невыполнения обычно следует штраф, а то и полная невыплата зарплаты. Вот они и вышли в маленькое море неподготовленными, а когда судно стало тонуть, не объявляли о грозящей опасности до последнего. А корабль затонул за три минуты…
Интересное совпадение: буквально в день волжской трагедии Министерство транспорта, по заявлению пресс-службы, предложило законодательно прописать запрет авиакомпаниям штрафовать экипажи за уход на второй круг при посадке. То есть оказывается, мы уже много лет летаем на самолетах, чьи экипажи наказывают за заботу о безопасности пассажиров. Мы думаем, что уход на второй круг – это ответственное решение, призванное спасти самолет от ненужного риска. А эффективные менеджеры рассматривают второй круг как растрату экипажем авиационного бензина. А Минтранс не имеет полномочий прекратить это безобразие, он только предлагает издать по этому поводу закон.
Трагедия бара "Хромая лошадь", а теперь и гибель "Булгарии" показывают – все чаще корни несчастий уходят в менеджмент, в серые схемы, по которым нанимаются пароходы и арендуются ночные клубы. И решение проблемы не в том, чтобы сейчас же найти хозяев всех вышеперечисленных ОАО и ООО и отправить их куда Макар телят не гонял. Решение – в том, чтобы сделать безопасность и здоровье человека непременным условием и целью нормального бизнеса. При нынешнем "эффективном менеджменте" добиться этого просто невозможно.
Дмитрий Бабич
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции