Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
Изменения климата хоть и облегчат человеку доступ к минеральным и другим ресурсам в отдельных районах, но могут и повысить вероятность войн, локальных конфликтов, актов терроризма, дестабилизировать целые государства. Даже застопорить развитие человеческой цивилизации - если вовремя не принять меры. Глобальное потепление есть нечто вроде "мультипликатора угроз". Такие апокалиптические прогнозы в мирное время редко услышишь от членов какого-либо кабинета министров. Но их сделал британский министр энергетики и по проблемам изменения климата Крис Хьюн 7 июня на конференции экспертов по оборонным проблемам в Лондоне.
Помнится, семь лет назад, когда главный научный советник британского правительства сэр Дэвид Кинг сделал почти то же самое - провел прямые параллели между угрозами терроризма и глобальным потеплением и объявил, что последнее на деле гораздо серьезнее угрозы терроризма, - это вызвало бешенство Джорджа Буша-младшего. Английские газеты даже писали, что американский президент лично позвонил тогдашнему премьеру Тони Блэру и попросил "заткнуть" Кинга: в самый разгар "войны за демократию" в Афганистане и Ираке такие вещи звучали как политическая ересь. Сейчас никаких звонков вроде не было. Все понимают, что климат и впрямь дело серьезное.
В ожидании арктического стриптиза
По мере того как "арктический холодильник" если не размораживается, то увеличивает сезонные тепловые паузы, к нему тянется все больше рук со всех сторон. Будет ли очередная свара, ссора и конфликт за доступ к "холодильнику", или все произойдет упорядоченно, зависит от очень многих факторов. Пока все стараются вести себя в рамках приличий, но никто не исключает никаких вариантов.
Вокруг "макушки планеты" сейчас разворачивается невиданная активность: все готовятся к ее "разоблачению" от ледяных покровов. А под ними столько лакомств и соблазнов (в виде ресурсов и открывающихся морских путей), и на них так много претендентов, что тут может и не обойтись без конфликта.
О том, что за Арктику взялись всерьез, говорит хотя бы тот факт, что американцы впервые в истории послали в мае этого года на заседание Арктического Совета в канадский Нуук госсекретаря Хилари Клинтон и министра внутренних дел Кена Салазара (ведает в числе прочего природными ресурсами США). До сих пор сюда из Вашингтона в лучшем случае приезжали только замминистры. Арктический Совет (создан в 1996 году по инициативе Финляндии) - это главная региональная организация Арктики. В нее входят Дания, Финляндия, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США и Швеция. Но на самом деле Совет шире, чем сама Арктика. Среди "арктических наблюдателей" в Совете уже обозначены Великобритания, Франция, Германия, Голландия, Польша, Испания, Китай, Италия и Южная Корея.
И все глаза сейчас устремлены на Россию, великую арктическую державу и одного из главных претендентов на лакомые куски при новом разделе "Снежной королевы". В мире бизнеса арктический лед уже стал горячей темой, поэтому все, что делает (и как делает) Москва даже за "своим" полярным кругом, вызывает живой интерес. Тут сообщения идут как сводки.
Вот русские ("Норильский никель") начали транспортировать руду через северные воды в Китай и Южную Корею. Вот "Совкомфлот" все активнее водит по тому же пути на зарубежный восток нефтетанкеры. "Атомфлот" (хозяин российских атомных ледоколов) объявил о росте заявок на ледокольное сопровождение транзита в сибирских водах. Министр регионального развития России Виктор Басаргин предсказывает, что в ближайшем будущем грузооборот на Севморпути вырастет с нынешних 3 млн тонн в год до 30 млн тонн. Канадские и американские морские эксперты утверждают, что к 2030 году 2% всего мирового судового грузопотока будет проходить через Арктику, а к 2050-му - более 5%.
Путь из Европы в Китай по нашему Северному морскому пути составляет по расстоянию всего треть от обычного морского маршрута через Суэц. Ко всему прочему на российском Севере нет никаких угроз пиратства, подобных сомалийскому. Один из крупнейших скандинавских судоперевозчиков Nordic Bulk Carriers подсчитал, что за навигацию он может экономить на СПМ более 180 тыс долларов только в виде расходов на топливо.
Везет же этим русским
Кстати сказать, канадцы с большой ревностью и завистью смотрят на российский Северный морской путь. Именно потому, что кроме нас никто, ни по каким международным нормам, претендовать на него не может. Это есть исключительно российская "национальная дорога", и только Россия вправе устанавливать на ней "правила движения", тарифы за проход и провод судов.
Свое северное судоходство для канадцев - больной вопрос. Они уверены, что только их страна обладает суверенитетом на всю акваторию морского коридора у своих берегов, и тоже очень хотели бы установить на своем аналоге русского Севморпути - North West Passage или Северо-западном проходе - ограничители фарватера исключительно с "кленовым листом".
Но их могущественные соседи против. Американцы периодически напоминают, что у них есть "право свободного прохода" по морям и океанам. И уже несколько раз испытывали Канаду на прочность, демонстративно проводя свои суда через канадское северо-западное горло без всякого уведомления.
В 1969 году был скандал, когда здесь прошел "инкогнито" тяжелый арктический нефтетанкер Manhattan, история повторилась в 1985 году с ледоколом Polar Sea. Вашингтон уверен, что весь проход - это район "открытых международных вод", и, естественно, у США есть полное право использовать его.
В Нууке Хилари Клинтон пообещала, что администрация попытается в сжатые сроки присоединиться, наконец, к Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Конвенция - это "морская конституция", единственный правовой документ, который регулирует все, что можно и нельзя делать на, над, в и под океаном. США ее подписали, но не ратифицировали. Это автоматически лишает их права подавать заявки на свою часть арктического шельфа. Конвенция вступила в силу в 1994 году. К ней присоединилась уже 161 страна. В том числе Россия, которая подаст официальную заявку на свою часть арктического шельфа в 2013 году.
Загвоздка американской ратификации - в позиции сената конгресса США. Он не слишком хочет класть какую-либо часть суверенитета США под установленные ООН законы. Сам Белый дом поддерживает конвенцию.
Как всегда, американцы не довольствовались только дипломатией. На всякий случай они уже послали за полярный круг, в акваторию залива Прудо на дежурство свое "железо" - две атомные субмарины.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции