В ЦСК "Гараж" открылась выставка современного искусства из Японии и Конго – преимущественно живопись, а также инсталляции, скульптуры и фотографии. Экспозицию на основе обширного собрания итальянского фотографа и коллекционера Жана Пигоцци сделал шведский художник Картсен Хеллер. Впервые выступив в качестве куратора, он замыслил выставку как самостоятельный арт-объект, предлагающий зрителю сравнивать и полагаться на интуицию.
Для этого все произведения, представленные здесь, Хеллер поделил "по национальному признаку": по правой стороне зале наподобие коридора, где проходит выставка, висят японские картины, а на левой стене, начинающейся как полукруг, - африканцы. Расположенные друг напротив друга полотна должны дать зрителям возможность самим сравнить и прочувствовать, став связующим звеном между одной и другой культурами, в чем их сходство и различие, говорят организаторы. Среди представленных здесь авторов шестнадцать конголезских художников - Пьер Бодо, Шерри Самба, Пафи Шинделе, Жан Депар и сорок семь японских - Нацуми Нагао, Эрина Матцуи, Нобуеси Араки, Кадзуна Тагути, Тэппэй Канеюдзи и другие.
"Мне нравится сравнивать сумасшедшую Африку с более сдержанной Японией, более грубое африканское искусство с более изысканным японским", - говорит Жан Пигоцци, чья коллекция развивается уже более 20-ти лет. В его собрание вошло более десяти тысяч работ – от плакатов и открыток до живописных полотен, инсталляций и скульптур. Коллекция началась с африканских авторов, преимущественно из Конго, к работам которых в последние три года прибавились работы молодых японских художников.
Для экспозиции в "Гараже" ее куратор Хеллер выбрал триста произведений из собрания.
"Коллекция Жана Пигоцци уникальна, и я нашел к ней нестандартный подход. Эта выставка – не просто подбор материала, а самостоятельная художественная работа", - говорит он.
Сам художник, в свое время представлявший Швецию на Венецианской биеннале, известен интерактивными инсталляциями, одна из которых – Test site – находится в лондонской галерее Tate. В Москве можно было видеть его гигантские трехчастные грибы, которые выставляли в том же "Гараже" в прошлом году. Свои творческие принципы, наиболее важный из которых – непосредственное участие в работах зрителей - Хеллер использовал и в открывшейся выставке. Как и Пигацци, Хеллеру нравится сравнивать и сопоставлять: "JAPANCONGO - это попытка соединить разные работы в одном пространстве, так как, по-моему мнению, произведение искусства в контексте всегда смотрится интереснее и дает больше, нежели само по себе. Такой подход позволяет зрителю чувствовать искусство на физиологическом уровне", - говорит он.
На выставке можно найти работу японки Эрины Мацуи, появившейся на открытии выставки в пышном ярко-оранжевом парике и детским разноцветным пистолетом в руках. Эрина рисует преимущественно саму себя в окружении игрушек и грибов в одновременно пугающем и сказочном пространстве, объясняя это тем, что изображает предмет, который знает лучше всего. А конголезианский художник Пафи Шинделе сравнивает свои работы с детской игрой и говорит, что его первыми галереями были улицы родного города.
Чаще всего остросоциальные, бескопромиссные, "громкие" и яркие полотна африканских художников кажутся взятыми непосредственно из их жизни со всеми ее реалиями и проблемами. Для иллюстрации своих взглядов на политику, преступность, деньги, голод, секс или любовь художники нередко выбирают не самые изящные образы и сцены, для большей убедительности сопровождая их текстами. Япония на этом фоне кажется более тонкой, изобретательной и разной. Рядом со сдержанными полотнами приглушенных цветов висит выполненная в стилистике комикса работа одного из самых старших японских участников выставки Кейши Таанами ядовитых цветов, в центре которой расположилась голова вездесущего Микки Мауса, дальше - по-детски наивные картины, напоминающие кадры из детских мультфильмов.
Глобализация и массовая культура - как раз из тех вещей, которые позволяют искать в Африке и Японии сходства.
"Все эти художники молоды, - говорит Жан Пигоцци, - и в их творчестве так иначе находит отражение глобальная культура. Японцы знакомы и с Ренуаром, и с Энди Уорхолом, африканцам скорее доступна массовая культура – но, так или иначе, порой в этих работах можно обнаружить неожиданные сходства, словно когда-то они видели один и тот же фильм или слышали одну и ту же музыку. Еще один момент, позволяющий говорить о сходствах, - мой личный выбор, ведь все эти работы объединяет мой собственный вкус, все картины я выбирал для своей коллекции сам".
Выставка открыта до 14 августа.
Тамара Бараненкова