МОСКВА, 8 июл - РИА Новости. Госдума приняла в пятницу на последнем пленарном заседании весенней сессии в третьем окончательном чтении закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", который, в частности, определяет общие принципы и требования к проведению госзакупок госкорпорациями и естественными монополиями.
Основные положения закона должны вступить в силу уже с 1 января 2012 года.
Помимо госкорпораций и субъектов естественных монополий в документе также идет речь об организациях коммунального комплекса, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, автономных учреждениях и обществах, в уставном капитале которых доля участия России, субъекта РФ или муниципального образования превышает 50%.
Так, закон исключает возможность устанавливать неизмеряемые и неадминистрируемые требования к участникам торгов, вводит запрет на предъявление к участникам закупок, к закупаемым товарам, работам и услугам, а также условиям договора требований, осуществление оценки и сопоставление заявок на участие в закупках по критериям и в порядке, не размещенным на официальном сайте.
Как пояснил один из авторов законодательной инициативы, глава думского комитета по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум, при этом все правила закупок заказчика должны фиксироваться в положении о закупках, а не в разрозненных документах, и такое положение должно будет публиковаться в интернете. В таком положении могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. Однако заказчик обязан установить в нем порядок ее осуществления указанными способами. Положение о закупках должно размещаться заказчиком на официальном сайте не менее чем на один год, а план закупки инновационной и высокотехнологичной продукции, а также лекарственных средств - на период от 5 до 7 лет.
Закон также обязывает публиковать информацию о закупках на официальном сайте, а об исполнении договоров - в едином публичном реестре договоров. Одновременно документ определяет минимальный объем размещаемой информации, в который входят положения о закупках, извещения о проведении открытых торгов, документация о закупках, изменения, разъяснения и протоколы.
По словам Шаккума, такой же минимальный объем размещаемой информации установлен в отношении сведений, отраженных в реестре договоров, а именно предмет договора, способ закупки, цена, срок исполнения, а также данные о поставщике и об акте приемки.
Согласно закону, при осуществлении закупок заказчик должен обеспечить повышение доли закупок инновационной продукции, в том числе разработку перспективных планов ее закупки.
Вместе с тем не размещаются в открытом доступе только сведения, составляющие гостайну, а также в исключительных случаях по отдельным решениям правительства РФ сведения о конкретных закупках или закупках конкретных заказчиков.
Кроме того, закон позволяет не размещать сведения о закупках, стоимость которых не превышает 100 тысяч рублей. В случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей, заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает пятьсот тысяч рублей. Вся информация размещается на официальном сайте бесплатно.
Авторы закона вводят реестр недобросовестных поставщиков, куда будут включаться сведения об участниках закупок, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров. Такая информация будет находиться в открытом доступе на официальном интернет-сайте.
Документ также предусматривает право правительства РФ установить перечни товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляется в электронной форме.
Закон предоставляет право заказчику обжаловать действия (или бездействие) заказчика в антимонопольном органе. Такая возможность у него будет, если в интернете на официальном сайте не размещено положение о закупке, вносимые в него изменения, информация, подлежащая размещению на таком сайте, или в случае нарушения сроков размещения. Также могут быть обжалованы действия, когда к участникам госзакупок предъявляются требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке.
"Законопроект запрещает установление дискриминации участников торгов и необоснованные ограничения конкуренции, закрепляет требования по обеспечению целевого и экономически эффективного расходования средств и повышению доли закупок инновационной продукции", - сказал Шаккум.