ВОЛОГДА, 7 июл - РИА Новости. Картине "Фауст", которая должна участвовать в конкурсе Венецианского кинофестиваля, стартующего 31 августа, до сих пор не выделили денег на завершение проекта, сообщил в четверг режиссер фильма Александр Сокуров на своем открытом мастер-классе на кинофестивале VOICES в одной из башен вологодского Кремля.
"Пока до конца завершить не удалось: обещают, обманывают, обманывают, обещают. Но мы выдержим слово, данное дирекции Венецианского фестиваля, и все сделаем", - пообещал Сокуров.
"Фауст" - последняя часть исторической тетралогии, в которую также входят "Молох", "Телец" и "Солнце". В основу фильма положена первая часть поэмы Гете, сценарий написал Юрий Арабов. Бюджет картины составил 12 миллионов евро, значительная часть которых была потрачена на возведение декораций: для съемок построили целый город в окрестностях Праги. Однако в конце апреля работу над звуком и компьютерной графикой пришлось прекратить, поскольку денег не хватало, а привлечение зарубежных средств - дело небыстрое. Продюсер картины Андрей Сигле подал заявку о поддержке проекта в Фонд поддержки кино, где вопрос должен был решиться на попечительском совете.
Сокуров также отметил, что прокатная судьба "Фауста" в России представляется ему безнадежной, хотя он лично готов, не тратя дополнительных средств, изготовить русскоязычню версию картины, снятой по-немецки.
"Ни одна прокатная организация "Фауста" не берет, ибо нет в России системы, которая могла бы ориентироваться на прокат национального кино", - посетовал режиссер.
В качестве печального примера он привел свой фильм "Александра" с Галиной Вишневской в главной роли, участвовавший в каннском конкурсе в 2007 году.
"Я в первый раз в жизни пошел на встречу с директорами киносетей. Вышел в зал, полный женщин с дорогими украшениями и роскошными, синими и красными прическами. И я им сказал: "Дорогие мои, сейчас вы видите картину, где показана жизнь наших с вами соотечественников - солдатиков, возможно, ваших родственников, с великой нашей актрисой. Христа ради, прошу вас, поддержите эту картину". Никто. Дамы спокойно подняли свои телеса и разошлись - говорю это без упрека", - рассказал Сокуров.
"Без создания по всей стране системы муниципальных кинотеатров, которые показывали бы национальное кино и обращали бы внимания на творчество молодежи, выхода не будет. Тем более, что в провинции искусства не существует, и Санкт-Петербург - такая же дыра", - заключил режиссер.
Он убежден, что "как режиссер с паспортом гражданина РФ" обязан предъявить аудитории то, что он делает, и вообще - население России имеет конституционное право видеть национальное кино, а режиссеры должны реализовывать свое конституционное право показывать фильмы.
Сокуров также признался, что режиссер обязан "непрерывно себя учить, и, если не будет этого внутреннего настроя, возникает высокомерие, гордыня", - именно поэтому он сам экспериментирует и в документалистике, жанре, по его словам, абсолютно некомфортном, и в оперных постановках.