Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.
Социальное неравенство в России растет: сегодня средний доход 10% наиболее обеспеченных людей в 18 раз больше, чем доход 10% необеспеченных. Это уже серьезно тормозит экономику. Эксперты считают, что нужно срочно повышать производительность труда, чтобы увеличить доходы в промышленности и сельском хозяйстве. Доходы в непроизводственном секторе, говорят эксперты, можно поднять за счет возврата к прогрессивной шкале налогообложения или введения налога на роскошь.
Опасное расслоение
Число россиян с месячными доходами ниже среднего составляет 83% населения страны, подсчитал Всероссийский центр уровня жизни (ВЦУЖ). За средний уровень ученые из ВЦУЖ принимают семь прожиточных минимумов. К концу 1 квартала 2011 года этот минимум составлял 6,47 тыс руб. в месяц, то есть социологическое "ниже среднего" – это доход меньше 45,3 тысяч рублей на занятого человека. Но это еще не признаки катастрофы. 48 % населения, по расчетам того же ВЦУЖ – представители так называемых неблагополучных слоев, доход которых составляет менее трех прожиточных минимумов, или 19,41 тыс рублей в месяц на работающего человека.
Идем далее. За последние 10 лет коэффициент фондов (этим термином социологи называют разницу между средним доходом 10% самых обеспеченных жителей страны и средним доходом 10% наименее обеспеченных), по оценке ВЦУЖ, вырос с 13-14 раз до 18 раз. "В реальности неравенство еще выше, поскольку в нашей стране значительна доля неучтенной экономики и доходов", – говорит генеральный директор ВЦУЖ Вячеслав Бобков.
Бедный покупатель – плохой потребитель
Сам по себе разрыв уже колоссальный. Но это лишь часть проблемы: значительную часть необеспеченных людей у нас составляют работающие россияне и семьи с детьми, – отмечает член правления Института современного развития Евгений Гонтмахер. "Это принципиальное отличие России от развитых стран, – говорит Евгений Гонтмахер. – Там тоже есть бедные люди, но, как правило, это те, кто не могут работать – пожилые люди, больные, инвалиды". По оценкам ВЦУЖ, примерно 50% домохозяйств с доходом ниже прожиточного минимума – это домохозяйства, где есть работающие люди.
Наконец, ситуацию усугубляет еще то, что на 10% богатого населения приходится более трети всех доходов – это данные Росстата. Картина получается такая: богатые люди не просто гораздо богаче малообеспеченных, они еще и съедают изрядную часть национального пирога – одну треть. То есть остальным достаются крохи.
В случае России низкие доходы и высокое социальное расслоение становятся факторами риска для экономики. Низкие зарплаты – "очень прискорбное состояние для экономики", уверен директор Института социальной политики и социально-экономических программ Сергей Смирнов: "Потребитель с доходом на уровне прожиточного минимума не может быть хорошим генератором спроса". Отсутствие платежеспособного спроса, по мнению эксперта, тормозит развитие целого ряда отраслей – современной медицины, сферы услуг, производства потребительских товаров.
Страна в инвалидной коляске
Неспособность малообеспеченных людей генерировать высокий спрос – не единственное влияние социального расслоения на экономику. Другой негативный фактор – "вымывание" с рынка труда представителей ценных профессий. "У нас низкооплачиваемый интеллектуальный труд, – говорит Бобков. – Среди бедных большую прослойку составляют учителя, врачи, ученые, работники сферы культуры".
Такое положение дел демотивирует россиян заниматься интеллектуальным трудом, что ведет, по выражению эксперта, к деинтеллектуализации отечественной экономики. Средней руки инженер или учитель переберется в торговлю, хороший специалист будет искать счастья за рубежом.
По оценке Института социологии РАН, 15% работающих россиян с высшим образованием мечтают покинуть страну. И это еще оптимистичный показатель. Проведенное год назад исследование рекрутингового портала Superjob.ru показало, что покинуть страну хотели бы 73% экономически активных россиян.
"Пускай в действительности уедут 5-7%, но уедут "мозги", вернуть которые будет практически невозможно", – говорит Сергей Смирнов. Только по официальным данным Федеральной миграционной службы, на ПМЖ за рубеж ежегодно уезжают около 40 тыс человек.
В поисках зарубежного опыта
Проблемы с расслоением и низким доходом населения – явление не уникальное для России. Например, в Китае тоже много работающих бедняков, и показатели социального расслоения очень велики. По оценкам института народонаселения и экономики труда академии наук КНР, около 150 млн китайцев живут всего на $1 в день, при том что в стране около 1 млн долларовых миллионеров.
Основную массу работающих бедняков (около 200 млн человек) в КНР составляет сельское население и временные рабочие – выходцы из сельских районов, приезжающие в город на заработки. Но в КНР обилие бедняков становится не тормозом, а двигателем экономического развития. Возможность вовлекать в производство все новые и новые дешевые трудовые ресурсы из сельских районов стимулирует экономику, подчеркивает начальник аналитического отдела Департамента казначейских операций и финансовых рынков "Сбербанка" Николай Кащеев.
В России ситуация принципиально иная. Как подчеркивает Евгений Гонтмахер, Россия – городская страна, и сельское население не является значимым источником рабочей силы. Получается, китайские методики для России не подходят. А что подходит?
Где взять деньги
И чиновники, и эксперты сходятся во мнении, что изменить ситуацию можно, лишь увеличив доходы работающих россиян. Главный вопрос – как это сделать и с чего начать? С экономических преобразований, – считает Евгений Гонтмахер, – то есть с повышения производительности труда: по этому показателю Россия в разы отстает от развитых стран. Бедность – прямое следствие низкой производительности труда, соглашается президент "Деловой России" Александр Галушка. Эксперт поясняет: дело не в том, что россияне мало или плохо работают, просто низкотехнологичные экономики, к которым относится и российская, обречены проигрывать высокотехнологичным.
Вячеслав Бобков уверен, что сохранить интеллектуальный потенциал российской экономики можно, лишь подняв доходы в ряде областей прямо сейчас, не дожидаясь роста производительности труда.
Но на это нужны деньги. Где их взять? "Нужны механизмы перераспределения доходов", – считает Сергей Смирнов. Во всем мире такими механизмами являются прогрессивное налогообложение доходов и налог на роскошь.
Памяти прогрессивной шкалы
Прогрессивная шкала налогообложения действовала в постсоветской России, но с 2001 года была заменена на плоскую: с того момента налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в России составляет 13%. Введение единой ставки в 2001 году было мерой вынужденной: государству в условиях дефицитного бюджета необходимо было вывести зарплаты из "тени".
Возврат к прогрессивной шкале, предполагающей увеличение ставки налога по мере роста дохода, уже обсуждается в России последние два года. И далеко не все эксперты уверены, что возврат к прогрессии в налогообложении окажет позитивное влияние на экономику. Прогрессия – если зарплаты опять не убегут в тень, а НДФЛ будет исправно собираться – поможет решить проблему социального расслоения. Но она же обострит проблему финансового неравенства регионов России.
Рейтинг стран по ставке налога на доходы граждан>>
НДФЛ – это налог, который поступает в бюджеты регионов, причем платит его работодатель, то есть налог уходит по месту работы, а не по месту жительства работника. Если ничего не менять в системе налогообложения, а просто ввести прогрессивную ставку, то, как говорила ранее на круглом столе в РИА Новости руководитель Центра фискальной политики Галина Курляндская, – вырастут доходы богатых регионов, а бедные регионы станут еще беднее. По мнению эксперта, вводить прогрессию стоит, только разработав и запустив эффективный механизм перераспределения доходов между регионами.
С налогом на роскошь – примерно та же история. Разговоры о нем идут последние два года, но пока остаются разговорами.
Частично эту идею мог бы реализовать налог на недвижимость (в 2013 году он должен заменить действующие на имущество и на землю), о необходимости ускоренного введения которого говорил президент Дмитрий Медведев в бюджетном послании неделю назад. Поскольку этот налог привязан к рыночной стоимости недвижимости, он сможет выполнить функцию снижения социального неравенства в стране. Налог планируется ввести с 2013 года, а с 2012-го, по поручению президента, – в экспериментальном порядке в регионах, где будет завершена кадастровая оценка объектов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции