Ольга Барыкова, обозреватель РИА Новости.
Предложение правозащитников перевести тюремную медицину из ведения министерства юстиции в подчинение Минздравсоцразвития встретило жесткую критику со стороны экспертов и главы профильного комитета Госдумы. С инициативой передачи контроля за оказанием медпомощи заключенным выступили члены президентского совета по правам человека, которые 5 июля представили главе государства Дмитрию Медведеву доклад по делу юриста фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского.
Авторы доклада заявили о незаконности состава следственной группы, занимавшейся делом юриста. По мнению коллег Магнитского и правозащитников, к его аресту и смерти причастны те, кого он сам пытался разоблачить. "Уже очевидно, что в его смерти повинны и медицинские работники, и работники следственных изоляторов, в которых он пребывал, и мы уже можем твердо говорить о том, что расследование проводилось незаконным составом следственной группы", - заявила на встрече с президентом член президентского совета по правам человека Мара Полякова.
Юрист фонда Hermitage Capital Сергей Магнитский, обвинявшийся в уклонении от уплаты налогов, скончался в СИЗО "Матросская тишина" 16 ноября 2009 года, пробыв в заключении почти год. Его смерть вызвала широкий общественный резонанс.
Следственный комитет ранее заявил, что к смерти юриста привели "недостатки оказания медицинской помощи". Правозащитники согласились с этим выводом и предложили вывести тюремную медицину из ведения федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). Эксперты уверены, что такой шаг в лучшем случае не даст никаких результатов, а в худшем - только усложнит ситуацию с оказанием медицинской помощи в местах лишения свободы.
Так было при ГУЛАГе
Как заявил в понедельник 4 июля член Совета по правам человека Кирилл Кабанов, доклад, который вручили Дмитрию Медведеву, содержит имена конкретных лиц, "которые имеют заинтересованность в деле Магнитского".
Во вторник 5 июля правозащитники на встрече с президентом озвучили только одно имя - Александры Гаусс, врача СИЗО "Матросская тишина", которая, по их мнению, не оказала юристу должной помощи.
По словам одного из авторов доклада, члена Московской Хельсинской группы (МХГ) Валерия Борщева, вместо того, чтобы провести Магнитскому необходимые реанимационные мероприятия, Гаусс просто вышла из камеры. По версии правозащитников, врачей скорой помощи, которые приехали в СИЗО через 15 минут после вызова, больше часа не пускали внутрь, а когда они вошли в камеру, юрист был уже мертв. "Врачи скорой помощи установили, что он умер за 15-30 минут до их прихода", - сказал Борщев РИА Новости.
Члены президентского совета по правам человека полагают, что тюремные врачи зачастую действуют не самостоятельно, а по указанию "сверху". "В нынешней ситуации тюремные врачи выполняют поручения тюремного начальства, а через него и следствия. И часто людям, которые находятся в следственном изоляторе, не оказывают помощь", - заявила член Совета, глава МХГ Людмила Алексеева, подчеркнув, что тюремная медицина должна находиться под контролем Минздрава.
Один из авторов доклада, член МХГ Валерий Борщев в беседе с РИА Новости напомнил, что до 1932 года за оказание медицинской помощи в местах лишения свободы отвечало министерство здравоохранения. По его словам, ныне действующую систему ввели, "когда стал крепчать ГУЛАГ".
"Нужна чистка"
Но простым переводом тюремной медицины из одного ведомства в другое проблему не решить, уверен доктор юридических наук, генерал-майор милиции в отставке Владимир Овчинский.
"Сидит человек в СИЗО, плохо себя чувствует, просит врача, следователь или дает ему, или не дает. Судьба человека зависит не от врачей, а от следователей и руководства СИЗО, в котором он находится", - сказал эксперт РИА Новости.
Ранее глава президентского совета по правам человека Михаил Федотов заявил РИА Новости, что необходимо "устранить проблемы в системе организации медпомощи в учреждениях ФСИН и пробелы в законодательстве".
Дело не в законах, а в том, что их не соблюдают, - полагает Владимир Овчинский. "У нас нормальное законодательство. Дело в том, что его не выполняют. Нужна чистка правоохранительных органов, начиная с самого верха", - считает эксперт.
Но если за оказание медицинской помощи в тюрьмах будет отвечать Минздрав, то качество этой помощи может ухудшиться, - полагает, в свою очередь председатель комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников.
"Наши гражданские лечебные заведения иногда гораздо хуже, чем те, которые находятся в наших отечественных колониях", - отметил он в беседе с РИА Новости. Кроме того, по его словам, просто так гражданский персонал медицинский туда не пойдет. "Там, во-первых, специфический контингент, во-вторых, специфические заболевания, в-третьих, специфические условия", - заключил депутат.
После смерти Магнитского в России были внесены изменения в законодательство, ограничивающие содержание под стражей для людей с тяжелыми заболеваниями, а также смягчено наказание за экономические преступления.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции