Наталья Иванова-Гладильщикова - для РИА Новости.
В начале июля выпускники ринулись атаковать вузы, предъявляя результаты ЕГЭ . Это лето запомнится многим надолго. И не только началом студенческой жизни, но и скандалами вокруг единого госэкзамена.
Экспертное сообщество настаивает: процедуру ЕГЭ необходимо коренным образом реформировать. Предложения на этот счет эксперты планируют представить президенту до конца июля.
Скандалы ЕГЭ-2011 на слуху. Студенты Московского физико-технического института сдавали ЕГЭ за школьников. Выпускники массово проносили на экзамен мобильники и скачивали ответы из Интернета. В отношении замминистра образования и науки Адыгеи возбуждено уголовное дело. Чиновницу подозревают в организации успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку для определенного списка выпускников. И это не единственный пример, когда ученикам активно помогали учителя и чиновники.
Итоги "горячей линии", проходившей в Общественной Палате РФ в дни экзаменов круглосуточно, свидетельствуют о том, что ситуация за те три года, когда ЕГЭ законодательно введен по всей стране, не улучшилась. В первый же день работы "горячей линии" на нее поступило около двух тысяч звонков.
Характер жалоб из года в год повторяется. По-прежнему незаконно берут деньги за подвоз детей к месту ЕГЭ (хотя средства на это выделяются), организаторы не выдают дополнительных листов, которые нужны детям для выполнения самых сложных частей ЕГЭ. Появились и новые жалобы – на техническое обеспечение экзамена по английскому языку: диалоги записаны с шумовыми эффектами или с дефектами речи (цель – сделать как в жизни).
35% жалоб – на списывание с помощью Интернета. Причем они поступали как от детей, которые не использовали мобильные телефоны, но видели, как это делали другие, так и, что удивительно, от тех, кто воспользовался мобильным, но получил неправильную подсказку. Есть жалобы на помощь взрослых организаторов ЕГЭ, учителей, которые приносили избранным детям готовые ответы.
Организатор "горячей линии", член ОП РФ и директор московской школы "Наследник" Любовь Духанина констатировала: "Сложившаяся в этом году ситуация показала: при таком шквальном нарушении существующую сегодня процедуру ЕГЭ сложно назвать объективной".
В процессе ЕГЭ нередко нарушаются права детей: ученикам препятствуют в возможности подать апелляцию на процедуру экзамена.
Апелляция на процедуру – это шанс оспорить само проведение ЕГЭ, когда, например, выпускник видит, что организаторы идут на нарушения: не дают дополнительных листков или помогают кому-то писать ЕГЭ и прочее. Фиксировать такие нарушения необходимо либо во время, либо сразу после экзамена (но его организаторы часто оказывают на ребенка психологическое давление, убеждая его, что он, пытаясь скандалить, "подводит остальных").
Выпускники во многих регионах лишены возможности посмотреть свою работу после проверки. Хотя, как сказал уполномоченный по правам ребенка по Москве Евгений Бунимович, выпускник имеет право знать, где он допустил ошибку. Отговаривают выпускников и от апелляции по оценке – мол, баллы могут не повысить, а, наоборот, понизить. Многих такая перспектива действительно останавливает.
Почему взрослые помогают детям в написании ЕГЭ или закрывают глаза на списывание? По мнению Духаниной, среди главных причин – зависимость самих организаторов ЕГЭ от его результатов. Результаты ЕГЭ принимаются в расчет, и когда речь идет об уровне образования в регионе, и когда начисляется зарплата конкретному учителю. Например, губернатор Белгородской области Евгений Савченко, узнав несколько лет назад, что область занимает 52 место в РФ по итогам ЕГЭ по математике, срочно открыл новую физматшколу. Показатели улучшились. Что же касается учителей, то по новой системе оплаты труда стимулирующая часть их зарплаты зависит в том числе и от того, какие результаты по ЕГЭ выдали его ученики.
Два пути
Начавшись в виде эксперимента еще 10 лет назад, ЕГЭ пока остается несовершенным.
Конечно, ежегодно обновляются контрольно-измерительные материалы. Часть "А" с выбором ответа исчезла из экзамена по литературе и математике. Изменения произошли в ЕГЭ по математике (там с прошлого года – открытый банк заданий в Интернете). Победители и призеры самых крупных олимпиад приравниваются к стобалльникам по ЕГЭ (изначально это не предусматривалось). Победители менее значительных олимпиад тоже имеют льготы при поступлении в вуз.
Но скандалы этого года четко дали понять: ЕГЭ необходимы куда более серьезные изменения.
Есть два возможных пути. Первый – отказ от ЕГЭ в принципе и создание некой новой независимой от Минобрнауки системы оценки качества. Возможно, мониторинг на протяжении всего обучения ребенка, в разных классах. Но это лишь абстрактное предложение, никаких реальных шагов в этом направлении не сделано.
Второй путь – радикальное улучшение ЕГЭ. И чиновники, и идеологи ЕГЭ – за этот второй путь. В конце июля состоится заседание комиссии по совершенствованию ЕГЭ при президенте. Наряду с прочим, члены комиссии намерены довести до главы государства и предложения, сформулированные Комиссией по развитию образования ОП РФ. Их представит член комиссии при президенте Ярослав Кузьминов.
Что предлагается? Во-первых, двухуровневый экзамен: кто-то выберет базовый уровень "А", а кто-то – углубленный "Б". Сегодняшний ЕГЭ включает третью творческую часть "С". Но, по словам главы Кузьминова, мало кто из выпускников до нее доходит. И не из-за нехватки времени. Это скорее проблема всего курса школьного обучения. Сейчас в школе основное внимание уделяют подготовке к более простой, рутинной части ЕГЭ.
Переход на двухуровневую систему позволит, по мнению сторонников этой идеи, выделить группы школьников, которые хотели бы более глубоко изучать в будущем тот или иной предмет. Вузы также будут решать, абитуриентов какого уровня ("А" или "Б") они готовы и желают принимать. Одно это уже структурирует образовательный рынок.
Впрочем, пока непонятно, как такой двухуровневый ЕГЭ будет сочетаться с еще не разработанным до конца вариантом нового стандарта для старшей школы.
Еще одно предложение: нижний пороговый балл ЕГЭ ("тройка") должен утверждаться в начале учебного года и действовать три следующих года. Сегодня Рособрнадзор утверждает "тройку" после каждого экзамена по предмету. Причем уровень "тройки" занижается в зависимости от того, как в этот год сдали ЕГЭ, так что искусственно уменьшается и количество "двоек". Так, 21 балл по математике, который по версии Рособрнадзора сейчас означает "тройку", может означать и "двойку".
Правда, в таком случае получается, что 20% выпускников получают по математике именно "двойки". Это, безусловно, не самый приятный показатель, поэтому дотягивание до "тройки" происходит за счет пересмотра нижнего порогового балла ЕГЭ.
Если такая чехарда с баллами будет продолжаться, по мнению Ярослава Кузьминова, двоечники у нас будут везде – и в медицине, и в самолетостроении, и в экономике. "С такими баллами люди вообще не должны попадать в вузы, – уверен ректор Высшей школы экономики. – Вузы не должны получать госзадание, если у них 28-30 баллов – проходные по математике".
Наконец, комиссия по образованию ОП РФ уверена, что к 2013-14 годам необходимо добиться того, чтобы все задания по ЕГЭ открыто публиковались в Интернете. Несмотря на то, что вариантов будет множество (во время ЕГЭ они будут перетасовываться). Это даст возможность подготовиться к разным видам заданий.
Есть смысл обеспечить интернет-трансляцию или видеозапись сдачи экзамена.
Подготовка к ЕГЭ нивелировала роль школы, считают эксперты, поэтому необходимо поднять статус школьного обучения. В частности, при поступлении в вуз, наряду с результатами ЕГЭ, нужно учитывать средний балл за последние 3-4 года обучения в школе, предлагает комиссия ОП. Это снимет со школы функцию натаскивания и вернет в нее обучение.
И еще: многие специалисты считают, что пора законодательно запретить использование ЕГЭ для оценки кого бы то ни было, кроме школьников. Оценивать по результатам ЕГЭ губернаторов и учителей – значит создавать негативную коррупционную составляющую в этой процедуре.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции