Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Возможно, уже во вторник в Таиланде будет официально провозглашено о формировании нового правительства во главе с женщиной - Йинглак Чинават. Итоги воскресных выборов в этой стране - вовсе не местного масштаба событие. Все, что происходит в Таиланде в последние годы - полезнейший материал для размышлений на тему о том, какие формы управления работают, а какие не работают в великом множестве обществ и государств, населяющих наш мир. Таиланд, конечно, кажется уникальным явлением. Но в том-то и дело, что уникальны в нашем мире все; Юго-Восточная Азия, где расположен Таиланд, выработала очень странные для европейского взгляда политические модели, арабский мир странен и для соседей-африканцев, и для латиноамериканцев, и так далее. Хотя везде проходят выборы, избираются парламенты, меняются главы правительств. Но внутренняя суть событий чаще всего оказывается разной.
Таиландский бунт, осмысленный и щадящий
Человеку, далекому от Юго-Восточной Азии, проще всего понять итоги нынешних выборов, вспомнив настоящие уличные бои в Бангкоке в апреле-мае прошлого года. Бунтовали "красные рубашки", сторонники самой сильной и умной личности в таиландской политике - бывшего премьер-министра Таксина Чиннавата (был в этой должности в 2001-2006 годах). Это его сестра выиграла сейчас выборы. Так что можно считать, что не зря его приверженцы умирали тогда на баррикадах.
Погибших было 87, раненых - почти 2 тысячи. Это для мирного буддийского Таиланда из серии того, что не может быть никогда. Таиландское общество, как и практически все общества азиатских цивилизаций, высшей ценностью считает компромисс, а не соревнование, в котором кто-то проигрывает. И чтобы люди пошли на баррикады - это вам не Франция при Гавроше, это событие чрезвычайного значения.
Поэтому еще год назад было ясно, что проиграл тот, кто пролил кровь, иначе Таиланд не был бы Таиландом. То есть проиграл премьер-министр Апхисит Ветчачива, который подавлял бангкокский бунт. Тем более что только 11 человек убитых было с правительственной стороны, прочие - чаще всего безоружные бунтовщики. Апхисит потом создавал комиссии по расследованию, обещал выборы, да вот и провел их. И всем было понятно, что его уход - вопрос времени. Тем более что этот человек ни разу не приходил к власти путем выборов - всем было ясно, что за него голосовать не будут.
Две нации
Таиланд - страна, где, как и в большинстве прочих государств мира, парламентская демократия - только часть политической системы, пусть внешне и самая заметная. Послевоенный Таиланд управлялся примерно до начала 1990-х годов военными, за которыми стоял (и стоит) королевский двор. Военные перевороты случались в стране 18 раз, и чаще всего мирно. Кстати, и сейчас тайцы как-то не были уверены, что выборы состоялись, пока военные не заявили, что признают их очевидный результат.
Что же произошло в 1990-е годы? Появились новые сегменты общества. Очень грубо можно сказать, что на 60% Таиланд (67 миллионов человек) - это сельский, традиционный северо-восток, на 10% это беднота и маргиналы. А на 30% - жители столицы и пары крупных городов, вполне современная глобализованная публика, люди, не то чтобы точно, но все же как-то сопоставимые по стилю жизни с их собратьями в России. И если для большинства, тех самых 60% и 10%, монархия и военные - это единственно работающая система управления, то для 30% более приемлем иной стиль в политике (не стал бы называть его полным аналогом той демократии, которая - продукт европейской цивилизации).
Ситуация сложная? Да, и она вдобавок еще усложнилась, когда ключевой фигурой в политике стал миллиардер Таксин Чиннават. Европейский аналог этой личности - итальянец Сильвио Берлускони. Его политическая база - вот эти условные 70% населения, Бангкок его не слишком любит, хотя сам Таксин - элита из элит.
Но прежняя система, мягко говоря, не была готова к тому, что гражданский премьер становился бы выше всех прочих. Таксин поссорился и с военными, и с двором, и на сегодняшний день находится в эмиграции, с целым шлейфом судебных обвинений. Пока возвращаться не собирается, хотя дело к тому идет.
Все вместе означает глубокий кризис таиландской политической системы, которому, несмотря на выборы, конца пока не видно. Хотя бы потому, что король Таиланда Пхумипон Адульядет, безмерно уважаемая личность, немолод (1927 года рождения) и нездоров, а насчет наследников идут, как бывает в таких случаях, разговоры. Не исключается, что в какой-то момент Таиландом будут править две женщины - молодая королева и госпожа Чиннават. Но это уже из серии экзотики, а вот то, что кризис далек от разрешения - это факт.
Сейчас, пересматривая свои прежние публикации на эту тему, вот эту или эту, вижу, что есть одна проблема, остававшаяся в прежние годы за бортом, поскольку раньше не было арабских бунтов. Это вопрос о том, как реагировать внешнему миру на политические потрясения, не вписывающиеся в "европейские" рамки выборной демократии.
Нужен ли сильный лидер?
Арабские бунты создали проблему для всех. Свергаются успешные "отцы нации", которые привели эти нации на новую ступень развития. Видно, что "демократия толпы" в таких странах обречена, она подталкивает смену элит, но сами герои площадей скоро уйдут обратно в неизвестность. Хочется (всем - России, Китаю, США, европейцам) возврата к стабильности, к развитию, прогнозируемому на годы и десятилетия вперед. Хочется дождаться появления лидера или политической системы, которая обеспечивала бы эту устойчивость. Этого, повторю, хотят все, что бы там ни говорили насчет демократизации арабского мира.
Но чего и кто хочет в Таиланде - Таксина или, условно говоря, возвращения британского гражданина (в Таиланде это не политическое преступление) Апхисита Ветчачивы, проигравшего нынешние выборы?
Нет спора, Таксин - блестящий премьер, оказавшийся в какой-то момент самым сильным из всех лидеров региона, и, кстати, одним из лучших партнеров Москвы во множестве начинаний. Нет спора, что весь внешний мир нуждается в сильном Таиланде. Но как насчет конфликта бывшего премьера с королевским двором и военными? Это - залог стабильности? Может быть, спор разрешит сестра Таксина? Пока - одни вопросы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции