МОСКВА, 4 июл - РИА Новости. Москва планирует на заседании Совета Россия-НАТО (СРН) на уровне постпредов, которое пройдет в понедельник в Сочи, обсудить выполнения договоренностей лиссабонского саммита Россия-НАТО о выстраивании стратегического партнерства, вопросы борьбы с общими угрозами, контроль над обычными вооружениями в Европе. Приоритетное внимание будет уделено ситуации вокруг Ливии и проблематике создания европейской системы противоракетной обороны (ЕвроПРО).
Как сообщили в пресс-службе Кремля, участников выездного заседания Совета на уровне постоянных представителей во главе с генеральным секретарем НАТО Андерсом Фогом Расмуссеном примет президент России Дмитрий Медведев. Официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич также сообщил РИА Новости, что в программе мероприятия - выступления главы МИД РФ Сергея Лаврова по актуальным вопросам евроатлантической безопасности и заместителя министра обороны Анатолия Антонова о ходе реализации реформы российских Вооруженных Сил.
Совет Россия-НАТО создан по итогам римского саммита России и стран альянса 2002 года как механизм для консультаций, согласования общих подходов, сотрудничества, совместных решений и действий России и государств-членов НАТО по вопросам безопасности в евроатлантическом регионе. Работа в СРН в национальном качестве позволяет обсуждать вопросы без предварительных внутриблоковых согласований, а решения принимаются на основе консенсуса.
Проблемы ЕвроПРО
В пресс-службе Кремля сообщили, что планируется разговор по параметрам и условиям возможного сотрудничества в СРН по формированию совместной системы ЕвроПРО.
"Реализация этого проекта может стать реальным шагом к созданию единого пространства мира, безопасности и стабильности в Евро-Атлантике, открыть новые горизонты в российско-натовском взаимодействии. Сопряжение потенциалов позволило бы существенно повысить нашу способность совместно противостоять общим вызовам, связанным с распространением баллистических ракет", - уверены в Москве.
"Наша позиция - должны быть обеспечены гарантии ненаправленности развертываемых в Европе средств ПРО против российских сил ядерного сдерживания", - заявила пресс-служба Кремля.
Россия считает, что разработка концепции и архитектуры ЕвроПРО должна осуществляться на равноправной основе и предусматривать адекватные меры укрепления доверия и транспарентности в области противоракетной обороны. Проект ЕвроПРО должен быть инструментом укрепления безопасности всех без исключения стран СРН, вносить вклад в поддержание стратегической стабильности, а не ослаблять ее, полагают в Москве.
"Нежелание учитывать российские интересы в таком принципиальном вопросе, как стратегическая стабильность, может нанести серьезный ущерб российско-натовским отношениям", - отметили в пресс-службе главы российского государства.
"Сохранение неопределенностей в сфере военной безопасности, в отношении планов и последствий развертывания европейской ПРО усилит нестабильность в Европе и грозит новой гонкой вооружений, которая способна "забрать" ресурсы, необходимые для преодоления последствий глобального финансово-экономического кризиса", - сказал в свою очередь РИА Новости официальный представитель МИД РФ Лукашевич.
Длинная история
Сейчас у США есть два стратегических района ПРО - на Аляске и в Калифорнии. Россия имеет один позиционный район стратегической ПРО - в районе Москвы. Планы США создать так называемый третий позиционный район ПРО в Польше и Чехии вызвали резкую критику со стороны Москвы. На чешской территории предполагалось разместить американский радар системы ПРО, а в Польше - противоракетную базу США.
Президент США Барак Обама и глава Пентагона Роберт Гейтс 17 сентября 2009 года объявили о внесении корректив в планы по созданию системы национальной ПРО. При этом США не отказались от размещения наземных элементов ПРО в Европе, всего лишь отсрочив начало их развертывания до 2015 года. Полностью позиционный район ПРО, включая наземную структуру, будет создан к 2020 году в четыре этапа. До момента появления первых наземных объектов берега Европы будут патрулировать военные корабли США с ракетами-перехватчиками на борту.
Президент РФ Дмитрий Медведев в ноябре 2010 года на саммите Россия-НАТО в Лиссабоне предложил идею о формировании в Европе секторальной системы ПРО с участием России. Суть российского предложения состоит в создании системы совместной ПРО по территориальному (секторальному) принципу распределения ответственности отдельных стран или групп государств за обнаружение и уничтожение ракет в определенном секторе обороны.
Однако, после заседания Совета Россия-НАТО (СРН) на уровне глав военных ведомств, которое состоялось 9 июня, министр обороны РФ Анатолий Сердюков, заявил, что разногласия по ЕвроПРО между Россией и Североатлантическим альянсом носят принципиальный характер. При этом российские озабоченности в НАТО не учитываются. Глава российского военного ведомства тогда подтвердил, что отсутствие договоренностей РФ и НАТО по ЕвроПРО чревато гонкой вооружений.
Обычные вооружения
В Кремле отметили также, что Россия остается приверженной контролю над обычными вооружениями в Европе и готова незамедлительно приступить к предметным переговорам по выработке нового режима, однако партнеры РФ выдвигают предварительные условия. В частности, проталкивается принцип "согласия принимающей стороны" на размещение иностранных сил на ее "международно признанной территории" в границах 1999 года. Это, как отмечают в Кремле, подразумевает признание принадлежности Южной Осетии и Абхазии к Грузии.
"Кроме того, страны НАТО настаивают на возобновлении Россией участия в обмене военной информацией в объеме, означающем фактическую отмену нашего моратория на ДОВСЕ", - сказал представитель пресс-службы президента.
Россия приостановила участие в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) в 2007 году - "до тех пор, пока страны НАТО не ратифицируют Соглашение об адаптации и не начнут добросовестно выполнять этот документ". С приемом в НАТО ряда восточноевропейских государств утратил смысл основной принцип договора, касающийся необходимости обеспечения баланса сил. Договор поддерживался только благодаря обмену информацией и инспекциям. При этом адаптированный договор ратифицировали только четыре страны: Россия, Белоруссия, Казахстан и Украина. Выход Москвы из ДОВСЕ встретил негативную реакцию со стороны НАТО и ряда стран, входящих в состав Альянса.
Ливийский вопрос
Как сообщили в пресс-службе Кремля, при обсуждении международной повестки дня приоритетное внимание будет уделено такому актуальному вопросу, как ситуация вокруг Ливии.
НАТО приняла решение взять на себя ответственность за выполнение соответствующих резолюций СБ ООН 1970 и 1973. Позиция России состоит в том, что любые индивидуальные и коллективные действия членов альянса и стран, подключившихся к операции "Объединенный защитник", должны строго соответствовать содержанию резолюций 1970 и 1973.
Хронология военной операции в Ливии >>
"Единственной возможностью стабилизации обстановки в Ливии является незамедлительное прекращение огня и начало диалога между внутриливийскими участниками конфликта при поддержке, но не вмешательстве извне. Особую ответственность за поиск политико-дипломатической развязки кризиса несут региональные организации, прежде всего, Африканский союз, спецпредставитель Генерального секретаря ООН по Ливии Абдель Илах аль-Хатыб", - считают в Москве.
Россия продолжает взаимодействие с Хатыбом, Африканским союзом и с ливийцами - с целью создания максимально благоприятных условий для достижения договоренности между заинтересованными сторонами при главенствующей роли Афросоюза и ООН. В частности, по поручению Медведева спецпредставитель президента РФ Михаил Маргелов побывал 7 июня в Бенгази, а 16 июня - в Триполи.
С середины февраля в Ливии начались массовые демонстрации с требованием ухода правящего страной более 40 лет Муамара Каддафи, которые впоследствии переросли в вооруженное противостояние между правительственными силами и мятежниками. СБ ООН 17 марта принял резолюцию, предусматривающую введение бесполетной зоны над Ливией и открывающую возможность иностранного военного вмешательства в ситуацию в этой североафриканской стране. В начавшейся 19 марта операции коалиционных сил принимают участие, в частности, Великобритания, Франция, США, Канада, Бельгия, Италия, Испания, Дания, Норвегия.
Руководство кампанией в Ливии 31 марта полностью перешло к представителям командования НАТО. Целью операции Североатлантического альянса, получившей условное наименование "Объединенный защитник", является, как заявляют в НАТО, обеспечение эмбарго на поставки оружия, бесполетной зоны и мер по защите гражданского населения. Мандат на операцию истекал 27 июня, но 1 июня НАТО продлила операцию на 90 дней - до конца сентября.
"Планируется также рассмотреть ряд практических шагов по развитию взаимодействия в областях, где интересы России и НАТО объективно совпадают - в борьбе с терроризмом, с пиратством, афганской наркоугрозой, в реагировании на природные и техногенные катастрофы. Будет поставлен вопрос о налаживании сотрудничества НАТО/МССБ с ОДКБ, которая обладает серьезным потенциалом в сфере противодействия афганскому терроризму и наркоугрозе", - сообщили в пресс-службе президента России.
"Объединительная" повестка дня
Как отмечают в Кремле, диалог в Совете Россия-НАТО по актуальным проблемам безопасности в евроатлантическом регионе носит "всепогодный характер", что позволяет вести обсуждение "при любых обстоятельствах и по всем вопросам".
"На заседании СРН в Сочи будут обсуждаться вопросы выполнения достигнутых на саммите Совета Россия-НАТО в Лиссабоне договоренностей о выстраивании подлинного стратегического модернизированного партнерства Россия-НАТО на принципах неделимости безопасности, взаимного доверия, транспарентности и предсказуемости с целью создания единого пространства мира, безопасности и стабильности в Евро-Атлантике", - сообщили в пресс-службе президента РФ.
"В контексте отношений Россия-НАТО особенно востребованы меры, которые позволят сосредоточиться на конструктивной, объединительной повестке дня. Потенциалы стран СРН должны быть направлены против общих угроз, нацелены на решение реальных, а не надуманных проблем в сфере безопасности", - считают в Кремле.