Рейтинг@Mail.ru
ГИБДД - 75. Борьба за народную любовь - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

ГИБДД - 75. Борьба за народную любовь

© РИА Новости / Валерий Мельников | Перейти в медиабанкРабота ДПС ГИБДД Восточного административного округа города Москвы
Работа ДПС ГИБДД Восточного административного округа города Москвы
Читать ria.ru в
Сегодня сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) отмечают свой профессиональный праздник – 75 лет назад, 3 июля 1936 года, была создана знаменитая ГАИ. Такая дата – повод для вполне серьезного и лишь чуть-чуть юбилейного разговора.

Дмитрий Бабич, политический обозреватель РИА Новости.

Сегодня сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) отмечают свой профессиональный праздник - 75 лет назад, 3 июля 1936 года, была создана знаменитая ГАИ. Такая дата - повод для вполне серьезного и лишь чуть-чуть юбилейного разговора. Опросы Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) свидетельствуют: несмотря на все реформы, народ по-прежнему дает ГИБДД 2,8 балла из пяти возможных. То есть любит в лучшем случае на троечку. Почему так получается?

Для начала вернемся к истокам. ГАИ стал первым в истории России государственным орган, выполнявший все функции, свойственные современной дорожной полиции.

В соответствии основавшим ее в 1936 году постановлением Совнаркома (так тогда называлось правительство СССР), Государственная автомобильная инспекция была частью Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР. О том, чем в те годы был НКВД, можно почитать в книгах о сталинских репрессиях. Возможно, отсюда происходит некий "карательный" уклон в имидже хозяев дороги, который пока не удается преодолеть.

На бумаге список обязанностей ГАИ выглядел стандартно: служба должна была бороться с аварийностью на дорогах, следить за исправностью транспортных средств, а также вести их учет. Но очень скоро новая служба обросла множеством не записанных в законе функций, самой очевидной из которых стала "расчистка" дорог для начальственных машин темных цветов. Сегодня эти функции раздражают рядовых водителей и пешеходов особенно сильно, поскольку с увеличением количества автомобилей выросли пробки, да и ускорившийся темп жизни делает любое промедление все более болезненным.

Взрывная автомобилизация

В 1992 году на тысячу жителей Москвы, например, приходилось 53 автомобиля. Но уже в 2010 году уровень автомобилизации москвичей перевалил за 300 машин, и он продолжает расти. Вплотную подошла к заветному рубежу и Московская область - 294 автомобиля на тысячу жителей. А если учесть, что за это время выросло и население Москвы, и население Московской области, то есть реальных "тысяч населения" стало намного больше, нетрудно представить себе, сколько прибавилось работы столичным инспекторам.

В регионах автомобилизация идет помедленнее, но почти все субъекты федерации преодолели планку в 200 автомобилей на тысячу жителей, так что тенденция та же, что и в Москве.

С взрывной автомобилизацией не справляются не только люди, но и дороги. По статистике, каждое пятое дорожно-транспортное происшествие в России сейчас связано с неудовлетворительным состоянием дорог. Не работают светофоры, стирается разметка на пешеходных переходах, шины не справляются со скользкой поверхностью зимой. Общественное же мнение по привычке во всем винит сотрудников ГИБДД. Или, как их по старинке называют, гаишников. Они и нерасторопные, и коррумпированные, и грубые.

Но всегда ли оно справедливо, это негативное общественное мнение? Статистика самой ГИБДД показывает: в работе инспекции есть прогресс. Например, дают эффект суровые наказания даже за минимальные объемы алкоголя в крови. Если в 1990 году в каждом четвертом ДТП был виноват подвыпивший водитель, то теперь этот показатель составляет менее десяти процентов.

Что же касается коррупции, то 56 процентов из 1600 водителей, опрошенных ВЦИОМ в 46 областях России, не имели опыта дачи взятки сотруднику ГИБДД. Среди 44 процентов, имевших этот печальный опыт, львиную долю составили москвичи и петербуржцы (среди столичных автомобилистов процент бывших взяткодателей достигает 76 процентов). Вопреки стереотипам, многие водители отмечают снижение уровня коррупции в среде сотрудников ГИБДД. Позитивный эффект дают и камеры-регистраторы, и новая система оплаты штрафов через терминалы. Теперь не нужно оплачивать штрафы, как раньше, в Сбербанке или в самом отделении. Прежде именно угроза потери времени заставляла водителей вступать с гаишниками в неформальные договоренности. Мгновенное поступление в отделение информации о штрафе, оплаченном в терминале, лишает взяточников старого козыря. Теперь уже не скажешь: "Если не хотите мороки в очереди, давайте договоримся сейчас, на месте". Вместе с камерами, фиксирующими диалог инспектора с остановленным им водителем, появились и вежливость, и законопослушность. Правда, конечно, не у всех инспекторов и не во всех регионах. Есть много мест, куда камеры пока просто не дошли.

А как у соседей?

Вспомним и о том, что у российская ГИБДД – не единственный наследник ГАИ МВД СССР. Все 15 осколочков, на которые развалился былой союзный гигант, прошли в последние годы через реформы. Самой громкой была украинская реформа 2005-2008 годов, во время которой украинский президент Виктор Ющенко даже на время упразднил украинскую ГАИ, переименовав ее отделения в "пункты гражданской помощи водителям". Потом, правда, ДАI (так аббревиатура названия этой организации пишется по-украински) вернулась к традиционным формам работы. Большой резонанс имела и грузинская реформа дорожной полиции 2003-2004 годов.

Откуда такое неусыпное внимание? Не стоит забывать, что сейчас бывшими советскими республиками руководят люди, относительно недавно бывшие просто автолюбителями. Времена черных "волг", чьи хозяева слабо представляли отличие педали газа от педали тормоза, ушли безвозвратно. Возможно, поэтому и президент Дмитрий Медведев, и его коллеги на Украине и в Грузии сделали реформы своих национальных осколков былого советского ГАИ личными политическими "коньками". Наибольшего пиар-эффекта добился, пожалуй, грузинский президент Саакашвили, сделавший упор на повышении зарплаты гаишников и ужесточении наказания за взятку.

"Дело тут не в одних зарплатах и наказаниях, - отметил в беседе с РИА Новости генерал Владимир Федоров, начальник Главного управления ГИБДД в 1990-2003 гг. - Необходимо избавляться от старых схем работы, когда у сотрудников был план по нарушителям. Раз встал на дороге - будь добр, приведи за день столько-то лихачей, да еще и столько-то пьяных водителей. Отсюда возникало и стремление зачислить водителя правдами и неправдами в пьяные".

По мнению Федорова, еще один важный момент - повышение престижа дорожно-постовой службы, придание ей авторитета в обществе. "В Белоруссии, например, работу на дороге сделали сплошь офицерским занятием,- отмечает Федоров. - И ничего плохого я в этом не вижу".

Что ж, известно, каким почетом у людей служивых пользуются лычки и звездочки. Но главный генератор престижа - это все-таки обычные люди, среди которых доли водителей и пешеходов все ближе к отношению "один к одному".

Престижной служба в ГИБДД станет тогда, когда ее сотрудники заслужат наконец хотя бы "четверку" вместо 2.8 баллов из пяти возможных, зафиксированных последним опросом ВЦИОМ. Дается инспекторам это доверие и в самом деле нелегко: по статистике, сотрудники ГИБДД болеют в 3-4 раза чаще других полицейских. Профессиональные заболевания - простуда и варикозное расширение вен. Ведь приходится часами стоять на морозе.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала