Есть на псковской земле Мирожский монастырь. Полное его название Спасо-Преображенский мужской Мирожский монастырь. Монастырь не велик. Нельзя сказать, что как-то особенно ухожен или место выбрано для него какое-то уж очень красивое, нет. Стоит, право слово, ладно, классически для монастырей и крепостей XII века: на узком мысу в месте впадения речки Мирожки в более серьезную реку - Великую. На берега реки Великой еще в VIII веке пришли с запада языческие племена кривичей, которые и основали в устье нынешней речки Мирожки поселение. Название пошло от снасти рыболовной – мережки или мрежи. Позже кривичи вошли в состав великорусской народности, которая в X – XII веках возводила первые русские города: Изборск, Псков, Новгород, Полоцк и Смоленск. Недаром до сих пор в латышском языке Россия называется Криевией (от латышского - Krievija), а русских они называют кривичами (krievi).
В X – XI веках, когда в восточнославянских племенах стало распространяться учение Христово, на месте бывшего поселения язычников (о чем повествуют материалы археологических раскопок) был заложен первый христианский храм. Понятно, что первоначально храм был деревянный, а имена первых строителей затерялись в веках, но дальнейшее развитие соборного храма и монастыря связано с легендарным епископом Нифонтом, греком по рождению и пришедшим на славянские земли с целью распространения учения Христова. За труды его и приверженность вере православной был он канонизирован через 450 лет после своей кончины в 1549 году. Силами Нифонта был основан не только Мирожский монастырь, но и церковь святого Климента в Старой Ладоге, работал он и в Софийском соборе Великого Новгорода и во Пскове.
Придя на берега реки Великой, Нифонт решил перестроить деревянный храм в каменный и основать на том месте монастырь. Дата закладки нового собора предположительно 1137 - 1138 годы, что всего на 40 лет позже, чем упомянутого в 1096 году в русских летописях самого древнего монастыря России - Спасо-Преображенского Муромского монастыря. Назван был собор Нифонтом Спасо-Преображенским, он же сделал первые наброски росписи монастыря. Строили собор из подручного материала, часть сложена из каменных плит, а часть из кирпичей. Проект для того времени был самый простой и традиционный, в византийском стиле: одноглавый, апсидный (т.е. с алтарем полукруглой формы), помещениями для молитв и максимально свободный для того, чтобы вместить больше народа. Пригласил Нифонт бригаду византийских мастеров, которые и расписали внутренний объем собора в технике по сырой штукатурке. Надписи на стенах выполнены на греческом языке.
Белоснежный храм с крестом на маковке на берегу реки Великой стал первым центром распространения православия на псковской земле. Существует предание, что здесь останавливалась княгиня Ольга, перед тем, как выйти на берег реки Великой и увидеть три солнечных луча, указавших место строительства первого в Киевской Руси христианского храма во имя Живоначальной Троицы и града Пскова. В Мирожском монастыре велась псковская летопись, собиралась библиотека, переписывались первые церковные книги. Кстати, здесь в мастерской переписчиков копировали "Слово о полку Игореве". Работала иконописная мастерская. В монастыре существовал хозяйственный двор с кузницей и другие постройки.
С конца XIII века, находясь на приграничной с рыцарскими землями территории, на протяжении многих веков монастырь неоднократно подвергался военным набегам и разграблению. Но, удивительное дело, не смотря на все беды и разрушения, Спасо-Преображенский собор сохранился! Правда, во время Второй мировой войны залетел через окно в храм один снаряд, ударился во внутреннюю стену и не взорвался. Это ли не чудо! И после всех бедствий, перенесенных им в течение нескольких веков, главная соборная церковь монастыря сохранила не только стены свои, но и фрески, впечатляющие не только своим возрастом в девять веков, но и своей первохристианской красотой. Видно определил храму Господь с самого основания его вечную просветительскую миссию.
Сегодня находясь в храме, через 900 лет после его освящения, без труда можно представить ощущения язычников и идолопоклонников, впервые вошедших во храм Божий, где по фрескам как по книге можно "прочесть" историю жизни и вознесения Христа. Росписи на стенах – это открытая книга жития Бога-человека, изобразительный ряд сюжетов из Ветхого и Нового Завета, с совершенно другими, в отличие от язычников, ценностями и жизненными ориентирами. История Христа и новая религия разительно отличались от язычества. Кроме того развитию зачатков российской государственности перед лицом внешнего врага необходима была новая, объединяющая всех религия. Такой религией на тот момент могло стать только православие.
В XVI веке Мирожский монастырь был одним из богатейших на псковщине. В его владениях были и земли, и крестьяне, торговал он льном, рыбой, хлебом. Случилось так, что в XVII веке фрески сочли излишними в соборе и стены побелили. Именно это спасло и сохранило их для нас в XXI веке. В конце XIX века исходные росписи обнаружили и "из лучших побуждений" освежили клеевыми красками. В 70-х годах XX века, начался первый этап реставрации – фрески надо было очистить от поздних наслоений и закрепить их на стенах. Второй этап, очистка фресок от клеевых красок, продолжается до сих пор. Опять открыты первоначальные росписи храма в шесть рядов на синем, лазуритовом фоне. Ныне собор является музеем, и богослужения в нём не проводятся.
Не менее интересным является действующий надвратный храм Апостола и Первомученика Стефана в здании Братского корпуса. В храме находится чудотворная икона Божией Матери Мирожская Оранта (моление), что явилась чудесным образом в 1199 году, а в XVI веке исцелила псковичан от "смертельного поветрия". Есть икона святого великомученика Пантелеимона из Афона и частицы мощей почитаемых святых. С начала основания в обители существовали школа и иконописная мастерская, в которой сформировались традиции псковской иконы. Среди получивших образование в Мирожском монастыре был святой Корнилий – тот самый, который фактически создал и при ком расцвел Псково-Печорский монастырь, одна из величайших святынь православия.
Сейчас монастырь посещают, верующие, туристы и паломники. У монастыря красивый яблоневый сад, ягодные кусты, за стенами Братского корпуса на берегу реки Великой пляж и детские карусели. Второй год подряд у стен Мирожского монастыря прошли празднования всероссийской масленицы с ледовыми скульптурами, тройками, блинами и гуляниями. Монастырь живет, на его территории работают художники, есть сувенирный киоск и магазин с освященными иконами в здании Братского корпуса. Находится Мирожский монастырь в городе Пскове, на Мирожской набережной. Любой прохожий в Пскове скажет как до него дойти. Вот уже на протяжении девяти веков входящий в ворота Мирожского монастыря путник выходит из него другим человеком.
Алексей Хованов, РИАН.Туризм