МОСКВА, 1 июл - РИА Новости. Великий немецкий режиссер Вернер Херцог, устроивший на Московском международном кинофестивале ретроспективу своих фильмов, рассказал на мастер-классе в пятницу о том, что должен уметь кинематографист, чтобы его фильмы позволяли достичь экстатического понимания реальности, передает корреспондент РИА Новости.
Школа плутовства
"Все существующие киношколы занимаются какими-то глупостями. Так что я основал собственную школу, она называется "Плутовской" (The Rogue Film School)", - начал автор "Агирре, гнева божьего" и "Фицкарральдо" свое выступление, которое программный директор ММКФ заявил как "главное интеллектуальное событие фестиваля".
Он объяснил, что у плутовской киношколы нет ни помещения, ни четкого расписания занятий, - студенты собираются на 3-4 дня два или три раза в год. Место всякий раз определяется новое - в этом году, например, все происходило в дешевой гостинице рядом с лондонским аэропортом Гэтвик. Принципы отбора участников достаточно гибкие: теоретически, они должны быть практикующими режиссерами, однако в одном случае Херцог принял поэта, в другом - кочевника-туарега из алжирской пустыни.
"Я всегда предпочитаю иметь дело с людьми, которые познают мир, ходя по нему пешком", - заявляет режиссер.
Он рассказал, что для него лично такие пешие походы сыграли огромную роль - в частности, в 14 лет, в тот момент, когда определялась вся его дальнейшая жизнь, он обошел по периметру всю албанскую границу. "Поначалу идти трудно, но это приносит величайшую радость, фактически экстаз, мир открывается передо мной, и внезапно все становится легко", - признался Херцог.
Второй важный способ познания мира, согласно его теории, - чтение. "Если вы не будете читать, вы никогда не станете кинематографистами", - говорит режиссер своим ученикам, для которых введен целый список обязательного чтения, куда входят "Георгики" Вергилия (принцип, на котором основано это произведение, по словам Херцога, лежит в основе его фильма "Встречи на краю света", снятого в Антарктиде), обе части "Эдды", рассказ Хемингуэя и официальный отчет о расследовании убийства Кеннеди, который режиссер считает литературой редкой насыщенности.
"Первый навык, который я преподаю в своей школе, - как вскрывать замки и проникать в разные помещения. Когда я хожу пешком, я всегда ночую в пустых домах, но ничего там не трогаю, а перед уходом запираю за собой дверь. Еще один обязательный предмет для начинающих - краткий курс подделывания документов", - заявил режиссер.
Он объяснил, что без подделок, в частности, никогда не смог бы снять один из самых знаменитых своих фильмов, "Фицкарральдо" (1982, приз за лучшую режиссуру в Канне), где действие происходит в джунглях Амазонки. Для того чтобы преодолеть один из блок-постов, обнаружившихся на реке, режиссеру пришлось подделать разрешение на съемки за подписью президента Белаунде, президентского секретаря и нотариуса, снабженное всеми положенными штампами и печатями и написанное на цветистом испанском, свойственном администрации тех мест.
И вообще, убежден Херцог, было бы четкое видение, а средства - найдутся.
"Свои первые 11 фильмов, включая "Агирре, гнев божий" (1972) я снял на камеру, которую украл из института. По идее, она предназначалась для молодых, подающих надежды режиссеров, но мне ее не давали. И вдруг я на 10 секунд оказался один в помещении, где хранилось оборудование. Я быстренько схватил самую лучшую камеру и ушел", - рассказал он.
От сохи
Херцог сообщил, что режиссером решил стать в 14 лет: это - наряду с католической верой - было одним из озарений, случившихся в процессе пешей ходьбы. "Я понял, что должен стать поэтом кинематографа, но еще не понимал, смогу ли выдержать ту ношу, которую возложил на собственные плечи. Размышляя об этом, я провел целую ночь у замерзшего озера и решил, что готов принять вызов, а также - что я никогда не буду бояться", - признался он.
При этом свой первый фильм он увидел всего за три года до описанных событий. "Я вырос в горах Баварии и умел подоить корову, но до 11 лет я даже не знал, что кинематограф существует, а первый телефонный звонок совершил, когда мне было 17", - объяснил Херцог.
Озарения
Фильмы, как и важные для жизни решения, настигают режиссера подобно озарениям - он видит их так же ясно, как зритель, смотрящий на экран, "они приходят, как незваные гости, как воры в ночи". На то, чтобы превратить увиденное в сценарий, времени нужно очень мало. "Агирре", по словам Херцога, был написан за 2,5 дня.
"В это время я ехал со своей футбольной командой в автобусе. Мы везли две бочки баварского пива для команды, с которой должны были играть в Италии, но так получилось, что первую из них опустошили уже в Австрии. Я строчил сценарий на маленькой пишущей машинке, которую держал на коленях, а вокруг меня пьяные вдребадан молодые люди горланили непристойные песни. Самое ужасное, что наш высоченный голкипер постоянно пытался заглянуть мне через плечо и прочесть, что я пишу. В конце концов его вырвало прямо на страницу, так что часть написанного пришлось выкинуть в окно. Так пропала пара превосходных сцен - я до сих пор так и не вспомнил, что там было", - рассказал режиссер.
Одиночество
"Самое сложное - это не технические сложности, а одиночество", - утверждает Херцог.
В качестве примера он привел историю создания все того же "Фицкарральдо": по ходу съемок в него самого стреляли из винтовки, а в индейцев, которые ему помогали, - из лука с почти двухметровыми стрелами; в месте, где он разбил лагерь для съемочной группы и тысячи индейцев из массовки, началась приграничная война между Перу и Эквадором, Джейсон Рейбардс, который должен был играть главную роль, тяжело заболел, и пришлось на самолете эвакуировать его в Штаты; Мик Джаггер из The Rolling Stones, который был вторым кандидатом в главные герои, вынужден был покинуть съемочную площадку и отправиться в турне; в итоге пришлось взять в джунгли сумасшедшего Клауса Кински. К этому следует добавить пару разбившихся самолетов, оператора, которому камера раздробила руку, когда корабль попал в пороги и стукнулся об скалу, и прочие напасти.