Вице-президент Гильдии неигрового кино и телевидения Григорий Либергал рассказал в интервью РИА Новости, как отбирали фильмы на конкурс документального кино на ММКФ, по каким критерием оценивают документалистов, и что происходит с российским документальным кино. Беседовала Ирина Саминская.
- Григорий, на ММКФ две программы документального кино - "Свободная мысль" и конкурсная. Как вы распределяли фильмы и отбирали?
- Коллективом отбирали. Свободная мысль традиционно - это обозрение самых нашумевших, лучших, известных или открывающих новые горизонты картин. Он так был задуман - показать лучшее в документальном кино. Это главные картины в мире на сегодня. Когда делаешь конкурс, то у тебя другая задача - ты стараешься соблюсти баланс между молодыми и фильмами признанных, и просто смотришь, какие из этих картин не были показаны в России, Европе или вообще нигде. У нас в конкурсе несколько премьер, но точно все эти картины не были показаны в России.
- Вот уже мы посмотрели все фильмы и каким-то особенно мрачным конкурс выглядит. Про индийского мальчика из трущоб, погибшего на трассе гонщика. Комедии документалисты не снимают?
- Снимают. Вот в "Свободной мысли" была комедия - "Величайший фильм из когда-либо проданных" Моргана Сперлока. Фильм не простой, но это комедия по сути.
- А в конкурсе?
- "Чешский мир" разве не комедия?
- Это про установку ПВО на территории Чехии и протесте граждан?
- Да, это же Гашек и бравый солдат Швейк против Австрийской империи. Легкая картина про то, как маленький человек, так исторически сложилась, сумел победить.
- Вот еще одна конкурсная картина "Рамин" про колоритного грузинского дедушку.
- Ну, здесь скорее грустная комедия, а вот "Чешский мир" - светлая комедия. Куда более на этом фоне мрачен Сперлок, хоть и смешной.
- Как жюри оценивает фильмы документальные, на что обращает внимание?
- На качество. Всюду есть художественные достоинства.
- Но это ведь не игровое кино, нет блестящей игры актеров…
- Вот в "Броненосце Потемкине" нет ни одного актера, мы что же, его спишем? Поймите, в этом смысле документальное кино ничем не отличается от игрового, художественного. В одном фильме нет актеров, а в другом они выполняют другую функцию.
- Каково было вернуть конкурс документального кино после такого перерыва? Прошло 22 года.
- У нас не было никакой сверхзадачи. Главная задача - была просто сформировать конкурс из хороших картин. Подзадача была по возможности брать картины зрительские. Не секрет, что у нас практически нет картин, годных для зрителей.
- Почему в конкурсе только один российский фильм Дмитрия Васюкова про год в тайге и то переснятый Вернером Херцогом?
- Все просто. У нас практически нет документальных фильмов. Нам нужен полный метр, этого нет. От России было всего восемь.