О предстоящем 4 июля в Сочи выездном заседании Совета Россия-НАТО в интервью РИА Новости рассказал официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич.
- 4 июля в Сочи состоится выездное заседание Совета Россия-НАТО (СРН) на уровне постоянных представителей. Какие планируются мероприятия?
- Программа весьма насыщена. Ожидаются выступления министра иностранных дел России Сергея Лаврова по актуальным вопросам евроатлантической безопасности и заместителя министра обороны Анатолия Антонова о ходе реализации реформы российских вооруженных сил. По окончании встречи участников заседания примет президент Дмитрий Медведев.
- На каких темах хотела бы сфокусировать внимание российская сторона в ходе предстоящего мероприятия?
- На заседании СРН будут обсуждаться вопросы выполнения достигнутых на саммите Совета Россия-НАТО 20 ноября 2010 года в Лиссабоне договоренностей о выстраивании подлинного стратегического модернизированного партнерства Россия-НАТО на принципах неделимости безопасности, взаимного доверия, транспарентности и предсказуемости с целью создания единого пространства мира, безопасности и стабильности в Евро-Атлантике.
В контексте отношений Россия-НАТО особенно востребованы меры, которые позволят сосредоточиться на конструктивной, объединительной повестке дня. Потенциалы стран СРН должны быть направлены против общих угроз, нацелены на решение реальных, а не надуманных проблем в сфере безопасности. Россия выступает за разработку таких подходов, которые обеспечивали бы гарантии ненаправленности военного планирования друг против друга.
Мы остаемся приверженными контролю над обычными вооружениями в Европе и готовы незамедлительно приступить к предметным переговорам по выработке нового режима. Однако наши партнеры обставляют их запуск предварительными условиями, практически предрешающими их результаты.
При всех обстоятельствах нельзя допустить полного прекращения диалога и образования вакуума в сфере контроля над обычными вооружениями в Европе. Настало время проявить политическую волю и снять препятствия на пути к новым договоренностям в этой области.
- Будут ли рассматриваться вопросы сотрудничества в области создания евроПРО? Если да, то в каком ключе российская делегация намерена обозначить свои подходы к формированию такой системы?
- Предстоит предметный разговор по параметрам и условиям возможного сотрудничества в СРН по созданию совместной противоракетной системы в Европе. Реализация этого проекта может стать реальным шагом к созданию единого пространства мира, безопасности и стабильности в Евро-Атлантике, открыть новые горизонты в российско-натовском взаимодействии. Сопряжение потенциалов позволило бы существенно повысить нашу способность совместно противостоять общим вызовам, связанным с распространением баллистических ракет.
Разработка концепции и архитектуры евроПРО должна осуществляться на равноправной основе и предусматривать адекватные меры укрепления доверия и транспарентности в области противоракетной обороны.
Этот проект должен быть инструментом укрепления безопасности всех без исключения стран СРН, вносить вклад в поддержание стратегической стабильности, а не ослаблять ее. Нежелание учитывать российские интересы в таком принципиальном вопросе, как стратегическая стабильность, может нанести серьезный ущерб российско-натовским отношениям.
Сохранение неопределенностей в сфере военной безопасности, в отношении планов и последствий развертывания европейской ПРО усилит нестабильность в Европе и грозит новой гонкой вооружений, которая способна «забрать» ресурсы, необходимые для преодоления последствий глобального финансово-экономического кризиса.
- Будут ли обсуждаться обстановка в Ливии, перспектива мирного урегулирования в этой стране?
- Диалог в Совете Россия-НАТО по актуальным проблемам безопасности в евроатлантическом регионе носит «всепогодный характер», что позволяет вести обсуждение «при любых обстоятельствах и по всем вопросам», как это подтверждено в Совместном заявлении по итогам Лиссабонского саммита СРН.
В этом контексте может состояться разговор и по ситуации вокруг Ливии. НАТО приняла решение взять на себя ответственность за выполнение резолюций СБ ООН 1970 и 1973. Позиция России состоит, в частности в том, что любые индивидуальные и коллективные действия членов альянса и стран, подключившихся к операции «Объединенный защитник», должны строго соответствовать содержанию принятых Совбезом решений.
Единственной возможностью стабилизации обстановки в Ливии является незамедлительное прекращение огня и начало диалога между внутриливийскими участниками конфликта при поддержке, но не вмешательстве извне. Особую ответственность за поиск политико-дипломатической развязки кризиса несут региональные организации, прежде всего, Африканский союз, а также специальный представитель Генерального секретаря ООН по Ливии Абделилла Хатыб.
- Какие еще темы планируется затронуть на заседании в Сочи?
- Предполагается также рассмотреть ряд практических шагов по развитию нашего взаимодействия в областях, где интересы России и НАТО объективно совпадают - это борьба с терроризмом, пиратством, афганской наркоугрозой, это реагирование на природные и техногенные катастрофы. Будет поставлен вопрос о налаживании сотрудничества НАТО/МССБ с ОДКБ, которая обладает серьезным потенциалом в сфере противодействия афганскому терроризму и наркоугрозе.